0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Папье-маше: советы для начинающих

Папье-маше: советы для начинающих

Поделки из папье-маше по праву считаются одними из самых популярных. С этой мягкой и пластичной массой очень легко работать, а это значит, что и аксессуары из нее получаются самые разные. Из папье-маше традиционно делают кукол и маски, различную театральную бутафорию и муляжи, разнообразные игрушки, украшения и даже некоторые предметы мебели.

Этот материал любят все художественные школы и традиционно проводят обучение по работе с ним. Данную технику с удовольствием изучают и дети, и взрослые. Даже профессиональные скульпторы не пренебрегают работой с папье-маше, ведь это своеобразная отработка будущих образов.

Немного истории

Папье-маше – звучит это по-французски, однако искусство создания различных аксессуаров из нескольких слоев тонкой бумаги зародилось вовсе не в Европе. «Изобретателями» техники работы с папье-маше считаются китайцы. Несколько тысячелетий назад они научились делать из бумаги одежду, а затем и прочные доспехи для своих воинов.

Позже это искусство освоили и жители других стран Востока. При этом большинство изделий начали покрывать специальным водоотталкивающим составом, который, к тому же, добавлял им прочности. Так люди научились делать доспехи, ритуальные маски, различную парадную атрибутику.

Искусством заинтересовались и в Европе. Интересно, что предприимчивые западные жители быстро догадались, что папье-маше можно использовать для создания различных подделок, которые издалека можно принять за настоящие. Так, например, появилась бутафорская лепнина.

Сегодня этим материалом активно пользуются в театре и кино. Большинство декораций делается именно из папье-маше.

Техники работы с папье-маше

Приклеивание небольших кусочков на готовую форму в несколько слоев

Эта техника очень удобна для изготовления различных масок и сложных фигур. Чаще всего ей пользуются в тех случаях, когда необходима точная копия того или иного предмета. Однако ее минус в том, что оклеенный предмет чаще всего оказывается намертво «запертым» под прочным слоем бумаги, и сама поделка становится тяжелее (это не всегда удобно).

Смешивание бумаги и клейстера с последующим изготовлением поделок

Это удобно в тех случаях, когда необходимо изготовить простую фигуру. Как правило, это куклы и различные игрушки. Работать с массой удобно, потому что «схватывается» она постепенно, а это значит, что есть время подправить неточности и убрать неровности.

Как сделать массу папье-маше своими руками?

Если с первым способом все понятно (нужно только сварить клейстер или взять ПВА и наклеивать бумагу в несколько слоев), то с замешиванием папье-маше вторым способом могут возникнуть определенные трудности.

Чтобы замешать «тесто» правильно, нужно подготовить емкость с теплой водой. В нее размачиваем мягкий картон (отлично подходят упаковки от яиц), газеты или туалетную бумагу. Дождитесь полного размягчения материала. При необходимости можно время от времени подогревать миску на плите, чтобы вода не остывала.

Когда бумага размокнет, ее нужно прокрутить миксером или измельчить в блендере. Затем в массу постепенно добавляется клей. Его нужно подмешивать до тех пор, пока субстанция не перестанет прилипать к рукам.

Есть и альтернативный вариант. Но он работает только с туалетной бумагой, так как она тонкая и хорошо поддается измельчению.

Более подробный вариант в этой видео-инструкции.

Советы для начинающих

  • Если вы пользуетесь вторым способом замешивания папье-маше, не делайте слишком много материала до тех пор, пока не будете уверены, что нашли свою «идеальную формулу». Клей и качество бумаги решают многое.
  • Какую бы технику вы ни выбрали, сушить лучше каждый слой. Очень удобно пользоваться феном.
  • Количество слоев зависит от типа выбранной поделки из папье-маше. Однако стоит учесть, что делать меньше 4-5 слоев нецелесообразно.
  • Когда изделие закончено, его нужно просушить в течение суток – это минимальный срок. Для больших поделок количество дней на просушку может увеличиться до 3-4.
  • Готовое изделие обычно покрывают краской. Можно сделать его однотонным. Кроме того, красиво смотрится и необычная роспись папье-маше (работа Екатерины Осипович). Можно сделать причудливые завитушки или мозаику. В последнее время очень популярна покраска поделок различными красящими спреями – это удобно и практично.
  • Украшать поделки из папье-маше можно камнями и бисером. Также на них можно приклеить блестки, пайетки, тканевую отделку и т.д.
  • Ваши творения можно покрывать и лаком. Это добавит им долговечности и прочности. Кроме того, изделие будет легче протирать от пыли.

Примеры и идеи для вдохновения

Для работы с папье-маше не требуются особые навыки. Замешивать смесь бумаги и клея довольно просто, да и вылепить простые фигуры нетрудно. Если вы собираетесь заняться этим впервые, начните с обычного оклеивания предметов тонкими кусочками бумаги или вылепите любую простую фигурку (например, снеговика или яблоко) из готовой массы.

Изделия из папье-маше своими руками для начинающих — выбирают несложные. Так, чтобы «вылепить» чашку или вазу, надо выбрать подходящую емкость. Техника изготовления довольно проста:

  • Снаружи емкость обжать фольгой.
  • Затем нарвать бумаги, стараясь, чтобы кусочки получались небольшими. Стараться подчеркивать округлые части будущей фигурки.
  • Поэтапно наклеить кусочки снаружи поверх фольги. Располагать их чуть накрест, чтобы избегать образования пропусков. Клеем промазывать удобнее поверх бумаги — она потом пропитается сама. Выравнивать лучше сразу.
  • Закончив, дать изделию подсохнуть. Лучше всего оставить его на ночь.
  • Дополнительно нанести еще пару слоев на следующий день. Если планируется раскрашивание готовой фигурки красками, то финальный делается из разорванной на маленькие кусочки белой бумаги.

Новичкам удобно пользоваться данным способом.

Папье-маше

Папье-маше (фр. papier mache, букв. «жёваная бумага») — легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеящими веществами, крахмалом, гипсом и т. д.

Несмотря на французское название, изделий папье-маше не было во Франции до середины XVII-го века. Родина папье-маше — Китай, где была изобретена бумага. Китайцы использовали папье-маше для шлемов и других вещей, которым придавали жесткость с помощью многих слоев лака. Такие предметы были обнаружены при раскопках, относящихся к династии Хань (202 до н. э. — 220 н. э.).

Из папье-маше делают муляжи, маски, учебные пособия, игрушки, театральную бутафорию, шкатулки. В отдельных случаях из папье-маше изготавливают даже мебель и светильники, которые не так-то просто отличить от «настоящих».

В Федоскино, Палехе, Холуе, Мстёре из папье-маше изготавливают основу для традиционной лаковой миниатюры.

Технология

Существует три технологии изготовления изделий из папье-маше.

По первой — изделие изготавливается послойным наклеиванием маленьких кусочков мокрой бумаги на заранее приготовленную модель. В классической технике наносится от нескольких до 100 слоев бумаги. Сейчас для этого часто используют поливинилацетатный клей, а раньше применяли крахмальный клейстер.

По второму методу изделия формируются из жидкой бумажной массы. Бумага, разрезанная на мелкие кусочки, заливается горячей водой и на сутки помещается в теплое место. Затем она подвергается кипячению, отжимается, разрыхляется и высушивается. Полученная бумажная масса тщательно перемешивается с мелом. В бумажно-меловую смесь при постоянном помешивании добавляют клей до получения пластичного сметанообразного теста. В качестве клея используют смесь крахмального клейстера и столярного клея. Тесто выливают в приготовленную форму или наносят слоем на ее поверхности и выдерживают до полного высыхания.

По третьему методу — изделия склеиваются подобно фанере под давлением из пластин твердого плотного картона. Полученное изделие грунтуется и раскрашивается.

Также термином «папье-маше» называется техника изготовления относительно тонкостенных, но жёстких слепков из небольших обрывков бумаги, во много слоёв приклеиваемых на какую-либо форму. Бумагу часто используют газетную. Клей — ПВА или мучной клейстер. Формы — гипсовые, хотя часто используются воздушные шарики для основы сферической поделки. Иногда среди слоёв бумаги добавляют слои ткани/марли, чтобы изделие стало более крепким на разрыв (то есть армируют).

Папье-маше. История, техника, применение, ссылки

Как указывает БСЭ: » Папье-маше (франц. papier mache), буквально — жёваная бумага), легко поддающаяся формовке масса, получаемая из волокнистых материалов (бумага, картон и др.), обычно с добавлением клеящих веществ, крахмала, гипса и т. д. Из папье-маше изготовляются игрушки, учебные пособия, муляжи, театральная бутафория, ларцы, шкатулки, вазы, украшаемые часто росписью, лакировкой, тиснением «.

С точки зрения сегодняшней классификации, папье-маше это конструкционный композитный материал и его можно рассматривать, например, как одного из предшественников древесноволокнистых плит. Подобно ДВП, папье-маше состоит из волокон целлюлозы и небольшого количества клея.

Папье-маше изобрели в начале 16 века во Франции и использовали первоначально для изготовления кукол. Огромный интерес публики к импортным китайским и японским лакированным декоративным изделиям стал примерно в 70-х годах 17 века толчком к развитию производства в Европе изделий из папье-маше .

Из папье-маше изготавливался очень широкий ассортимент изделий : табакерки, шкатулки, игрушки, маски, подносы, архитектурную лепнину для стен и потолков, подсвечники, рамы для зеркал, декоративные панели для стен, дверей, карет, а так же разнообразные изделия мебели, включая кровати и гардеробы.

Папье-маше в России стало популярно, вероятно, еще в эпоху Петра I, который сделал государственной политикой коллекционирование предметов искусств и поддержку ремесел . Но промышленное производство художественных изделий из папье-маше (лаковой миниатюры) возникло только в 19 веке ( Федоскино Палех, Мстера и Холуй).

К этому же времени относится расцвет производства изделий из папьемаше в самых разных странах. Например, во времена королевы Виктории, на британских островах существовало около 25 компаний по выпуску таких изделий. Наиболее известные мастера этого периода Jennings и Bettridge из Бирмингема, которые имели собственные магазины в Лондоне и Нью-Йорке.

Слева показан стул викторианской эпохи, изготовленный из папье-маше и фрагменты его росписи и перламутровой интарсии.

Существует три технологии изготовления изделий из папье маше

По первой — изделие послойно склеивается на модели из маленьких кусочков мокрой бумаги на заранее приготовленной модели. В классической технике наносится от нескольких до 100 слоев бумаги. Сейчас для этого часто используют поливинилацетатный клей, а раньше применяли крахмальный клейстер.

По второму методу изделия формируются из жидкой бумажной массы. Бумага, разрезанная на мелкие кусочки, заливается горячей водой и на сутки помещается в теплое место. Затем она подвергается кипячению, отжимается, разрыхляется и высушивается. Полученная бумажная масса тщательно перемешивается с мелом. В бумажно-меловую смесь при постоянном помешивании добавляют клей до получения пластичного сметанообразного теста. В качестве клея используют смесь крахмального клейстера и столярного клея. Тесто выливают в приготовленную форму или наносят слоем на ее поверхности и выдерживают до полного высыхания.

Читать еще:  Приспособление для быстрого нанесения штукатурки своими руками

По третьему методу — изделия склеиваются подобно фанере под давлением из пластин твердого плотного картона. Высушенные изделия , шпатлюют, шлифуют, грунтуют, а затем подвергаются росписи.

Модели для формования изделий выполняют традиционно из пластилина, глины, дерева и гипса.

В производстве изделий из папье-маше для интенсификации процессов и повышения плотности изделий можно использовать давление и температуру, так же, как мы это делаем при изготовлении твердых ДВП.

Сегодня для изготовления изделий типа папье-маше и форм и моделей для них, в принципе, можно использовать синтетические смолы, например эпоксидные, полиэфирные и т.п., но это уже совсем другая тема. Привлекательность папье-маше для современного покупателя основывается скорее в применении натуральных материалов и использовании классической художественной традиции.

За рубежом есть большое количество людей, увлеченных этим делом. Для тех, кто интересуется этим опытом мы приводим ряд ссылок на зарубежные ресурсы по этой теме: (http://c-a-m.narod.ru/techno/papie-mashe.html).

Как сделать папье маше

Чтобы сделать папье маше понадобится бумага и клей. Есть два основных варианта предварительной подготовки папье маше для начинающих:

В первом случае Вам потребуется обойный клей. Его можно купить и развести согласно инструкции (купить можно самый обычный недорогой обойный клей) или сварить из крахмала (развести в теплой воде до густоты сметаны и немного поварить, добавляя горячую воду до итогового киселеобразного состояния). После подготовки клея газеты или другая мягкая бумага рвутся на кусочки (именно рвутся руками, а не разрезаются ножницами) и приклеиваются к основе.

Во втором случае, чтобы сделать папье маше понадобится клей ПВА. Разорванная бумага кладется в миску и заливается холодной водой для того, чтобы она размокла. Затем размокшую и несколько отжатую бумагу перекладывают в миксер и размешивают до однородного состояния. Если миксера нет, то бумагу можно залить горячей водой и оставить на 2-3 часа, затем тщательно размешать массу руками и положить на сито, чтобы стекла лишняя вода. Готовую массу кладут в чистую миску и добавляют 1 столовую ложку обойного клея и 1 столовую ложку клея ПВА и хорошо перемешивают. После этого добавляют ещё клей до тех пор, пока масса не станет липнуть к рукам. Эту заготовку папье маше можно хранить в холодильнике в пакете. Иногда после хранения масса становится слишком жидкой, в этом случае массу немного отжимают и добавляют клей.

Игрушки из папье маше

Папье маше очень хорошо принимает форму какой-то основы для чего подготовленная масса или бумага с клеем и наносится на выбранную форму. Для работы можно использовать пластиковые бутылочки, баночки из под йогуртов, ненужные коробочки или даже надутые воздушные шарики, которые легко позволят Вам создать форму шара желаемой величины.

Если при работе над игрушкой из папье маше предполагается, что используемая форма должна остаться внутри изделия, то её поверхность смазывают клеем. Если форму потом нужно будет извлечь, то её лучше смазать вазелином и первый слой выполняется путем наклеивания бумаги прямо на него. Также можно просто накрыть поверхность формы пленкой. Во время работы бумага наклеивается на форму слоями, сначала при помощи клея приклеивается первый слой бумаги, затем первый слой смазывается небольшим количеством клея и наклеивается второй слой и т. д. Чтобы не запутаться и равномерно покрывать будущую игрушку папье маше, бумагу для каждого слоя лучше брать другого цвета. Если кусочки бумаги слишком крупные, то лучше предварительно опускать их в мисочку с клеем.

Каждый кусочек бумаги следует приклеивать тщательно, разглаживая складки и убирая пузырьки воздуха. Иногда на первые слои берут более тонкую бумагу, а заканчивают более плотной. При желании самый последний слой можно закончить мелкими кусочками белой ткани. Второй вариант заготовки папье маше в виде бумажной массы более сложный в работе, но дает больше возможностей. Когда Вы закончите работать с формой и равномерно покроете все бумагой изделию необходимо дать высохнуть при комнатной температуре. Иногда ускорить сушку изделия пытаются положив её рядом с батареей, но в этом случае будущая игрушка может потрескаться.

Поэтому следует набраться терпения и оставить игрушку до полного высыхания в среднем на 1-2 суток. Если форму необходимо вытащить из заготовки, то это также делают после высыхания изделия, чтобы избежать деформации. Когда изделие высохнет, его можно раскрашивать и украшать, приклеивая различную подходящую отделку, сухоцвет или использовать лаковое покрытие.

Папье-маше (фр. papier-mache «жёванная бумага») — легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеящими веществами, крахмалом, гипсом и т. д.

Исторические аспекты

Папье-маше изобрели в начале 16 века во Франции и использовали первоначально для изготовления кукол.

Папье-маше в России стало популярно, вероятно, еще в эпоху Петра I, который сделал государственной политикой коллекционирование предметов искусств и поддержку ремесел . Но промышленное производство художественных изделий из папье-маше (лаковой миниатюры) возникло только в 19 веке ( Федоскино Палех, Мстера и Холуй).

Технология

Бумага рвется (именно рвется) на небольшие кусочки, прикладываем к форме и хорошо смазывается клеем. Так слой за слоем, чем больше слоёв, тем прочнее изделие. Очень хорошо для таких целей подходит обойный клей. Разводить его надо, следуя указаниям на коробке. Если же у вас не нашлось обойного клея, можно заменить его клейстером.

Папье-маше с детьми

Как вы убедились, выше технология проста, но мы с вами говорим о занятиях с детьми, поэтому прочь обойный клей вместе с клейстером. ПВА – наш верный помощник!

  • Определитесь, что вы хотите сделать.
  • Застелите рабочую поверхность газетами (клеёнкой), переоденьте ребенка – имейте в в иду, мы будем работать с клеем!
  • Нарвите обычную принтерную бумагу (именно порвать, детям очень нравится этот этап).
  • Наливаем в мисочку клей ПВА
  • Начинаем обклеивать нужную нам форму, хорошо промазывая клеем бумагу, чтобы она вся пропиталась. Удобнее всего делать это руками. Позвольте, ребенку насладиться этим процессом макать пальцы в миску с клеем и наносить на форму, не волнуйтесь, клей ПВА легко отмывается от рук, в прочем от одежды тоже.

Знакомить с технологией папье-маше ребенка можно начиная с 2 лет. Более маленьким детям вы можете изготавливать изделия и давать раскрашивать.

Изделия

Самые распространенные изделия это муляжи фруктов и овощей из папье-маше. Таким образом, вы сможете сделать целую фруктовую корзину. Так же папье-маше хорошо подходит для изготовления масок и сувенирной продукции.

Пошаговые мастер-классы для новичков

Если у вас не слишком большой опыт работы с техникой папье-маше, лучше выбрать способ послойной оклейки. Формы основы выбирайте простые, без значительных неровностей и изгибов. Заранее подготовьте все инструменты и материалы, чтобы не отвлекаться от процесса.

Мастер-класс: как делать елочные украшения из папье-маше. Для новогодних шаров на елку понадобятся:

  • газеты, клей или клейстер;
  • краска, блестки, цветная бумага для украшения;
  • лак;
  • нитка, иголка;
  • воздушные шары.

Инструкция по работе:

  • Воздушный шар надуть нужного размера. Покрыть слоем жирного косметического средства. Газеты нарвать небольшими кусочками размером 1х1 см., каждый кусочек промазывать клеем с 2-х сторон. Оклеить шар в 3 слоя, оставляя небольшое отверстие возле узелка. Просушить изделие в течение 6 часов.
  • Повторить оклейку следующих 3-х слоев. Дать просохнуть еще 6 часов. Воздушный шар взять за хвостик и, не отпуская проколоть иголкой. Вытянуть резиновую оболочку через отверстие и заклеить его несколькими слоями бумаги. Стараться, чтобы бумага в этом месте легла гладко (вровень с предыдущими слоями).
  • Покрасить заготовку в разные цвета. Можно нарисовать узоры, украсить блестками, бусинами или оклеить кусочками цветной бумаги. Для того чтобы украшение служило долго, покрыть двумя слоями лака. С помощью иголки продеть в основание изделия нитку и сделать петлю.

Советуем посмотреть видео-инструкцию:

Мастер-класс: подставка-держатель для колец в форме руки. Для поделки подготовить:

  • Резиновая перчатка.
  • Пластичная бумажная масса.
  • Крем для рук.
  • Иголка.
  • Канцелярское лезвие.
  • Краски, лак.

Инструкция по работе:

  • Приготовить бумажную массу для лепки. Намазать руку кремом и надеть на нее резиновую перчатку. Это нужно для нанесения крема на внутреннюю сторону перчатки.
  • Пластичный состав поэтапно утрамбовать в перчатку. Начинать нужно с пальцев. В резиновой оболочке проделать множество дырочек с помощью иголки, чтобы жидкость испарялась, и изделие высыхало.
  • Для просушки этой поделки может понадобиться несколько дней. Далее перчатку аккуратно снять. Заготовку выровнять у основания канцелярским лезвием, покрасить и покрыть двумя слоями лака.
  • Установить поделку на плоское твердое основание и закрепить в вертикальном положении.

Рекомендуем посмотреть видео-инструкцию:

Мастер-класс: декоративная тарелка из папье-маше. Подготовить для работы:

  • Тарелка.
  • Полиэтиленовая пленка.
  • Ножницы, лезвие.
  • Газеты, клей.
  • Краски, лак.

Инструкция по работе:

  • Тарелку обтянуть пленкой. Газеты нарезать на кусочки размером 2х2 см. и сбрызнуть теплой водой. Уложить по всей наружной поверхности тарелки ровным слоем и промазать клеем.
  • Поэтапно укладывать слои газет, смачивать и промазывать клеем. Для равномерного увлажнения бумаги используйте пульверизатор. После укладки 4 слоев каждый раз высушивать заготовку 3–4 часа.
  • Когда толщина изделия составит 3–4 мм. снять заготовку с основы и оставить просыхать на сутки.
  • Края поделки подровнять при помощи ножниц или лезвия. Покрасить красками и покрыть лаком.

Советуем посмотреть видео-инструкцию:

ИСТОРИЯ ПАПЬЕ-МАШЕ ОТ ДРЕВНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ

Как уже было сказано, «папье-маше» – это французское словосочетание. Но несмотря на это, названную так технологию не знали во Франции до XVI в. Многие ученые считают, что данный вид прикладного искусства возник в Древнем Китае, где была изобретена бумага. Китайцы изготовляли из папье-маше различные вещи и придавали им жесткость с помощью нескольких слоев лака. Самые первые предметы, выполненные из папье-маше, были обнаружены при раскопках в Китае. Они относятся к династии Хань (202 г. до н. э. – 220 г.н. э.).

Китайские мастера выполняли различные фигурки из целлюлозной пульпы (из нее также делали листы бумаги). Сперва из дерева вырезали небольшие фигурки и покрывали их пульпой, предварительно увлажнив ее. Немного позже они стали делать из папье-маше игрушки, декоративные шлемы, шкатулки, различные коробочки.

Позднее папье-маше распространилось в Японию и Персию примерно в VIII в. В этих странах из него изготовляли маски для специальных церемоний. Надо отметить, что религиозное учение Японии требовало аскетического образа жизни. Поэтому японцы выполняли различные фигурки и маски для украшения храмов исключительно из папье-маше. В более поздний период, в XVIII в., изделия из папье-маше стали пользоваться бешеной популярностью из-за закона, разработанного сегуном династии Токугавой. Он строго ограничил пользование дорогими предметами быта среди купечества и вельмож. Они были вынуждены заменить их изделиями из дерева и папье-маше.

В Японии поделки, выполненные из папье-маше, называют харико. Они внешне ничем не отличаются от изделий, изготовленных из дорогостоящих материалов, таких как фарфор, дерево, слоновая кость.

Следует заметить, что со временем японцы изобрели свою технологию папье-маше. Сначала бумагу нарезали полосами и вымачивали в воде в течение 3 недель. После чего форму или модель обкладывали данными полосами бумаги, промазывая каждый слой клеем. Изделие сушили, раскрашивали и покрывали лаком. Если предмет был довольно сложной формы, то его делали из половинок. Потом высушивали их и склеивали. Для того чтобы фигурки не потеряли форму, их набивали бумагой.

Читать еще:  Способы нарезки резьбы на пропиленовых трубах

В Европу папье-маше попало намного позже: в XVIII–XIX вв. Франция была первой страной, где стали изготовлять из папье-маше различные поделки. Первыми изделиями, выполненными из папье-маше, стали куклы. Они были очень легкими, и их можно было передвигать на сцене без больших усилий. Во Франции делали головы таких кукол и перевозили их затем в другие страны, где шили им одежду. После того как в Европе увидели различные изделия из Китая, Японии и Персии, выполненные из папье-маше, они стали очень модными и вскоре различные предприниматели стали изготовлять по этой технологии собственные предметы. Одним из самых известных мастеров был Джон Баскервиль – англичанин, который начал делать лакированные предметы из папье-маше, подражая таким же изделиям, завезенным из Японии. Немного позже его помощник Генри Клей изобрел новый способ выполнения предметов из папье-маше путем склеивания подготовленной бумаги в жесткой форме под воздействием тепла. Его изделия были крепкими, как дерево. Другой англичанин – Уильям Олгуд – привез изделия из папье-маше в Америку. Надо отметить, что его компания Литчфилд была широко известна своей изумительной продукцией.

Папье-маше быстро распространилось по всему миру. Из него изготовляли шкатулки, подносы, архитектурную лепнину, подсвечники, рамы для зеркал, двери карет, декоративные стеновые панели, скульптуры, стулья, кровати, клавесины и другие предметы мебели. Эта технология стремительно развивалась и в XIX в. стала очень популярной и доступной многим слоям общества. Изделия из папье-маше расписывали красками, украшали драгоценными камнями, золотом.

В России папье-маше стало известно во времена Петра I. Но производство изделий, выполненных в этой технике, началось только в конце XVIII в. В 1795 г. московский купец Петр Иванович Коробов основал первую фабрику в селе Даниловка недалеко от Москвы (в настоящее время это село называется Федосеевкой). Он предварительно изучил технологию изготовления папье-маше и лаков в немецком городе Брауншвейге и пригласил немецких мастеров к себе. Его крепостные быстро переняли у немцев опыт и со временем создали свою технологию выполнения папье-маше. Они делали основу из хорошо проклеенных и спрессованных листов картона. Также листы для особой прочности проваривали в льняном масле и затем просушивали в печи. Сперва на фабрике делали козырьки для военных фуражек, круглые коробочки. А красочно оформленные табакерки очень быстро стали популярны среди покупателей.

В начале XIX в. дело получило широкий размах. К нему были привлечены хорошие живописцы. На протяжении всего XIX в. фабрика занимала 1-е место среди других лаковых производств России.

Мастера расписывали свои поделки масляными красками в 2–3 слоя. Они копировали работы известных художников, уменьшая их до размеров изделия. Сам ассортимент фабрики заметно расширился. Здесь изготовляли портсигары, портмоне, подносы, стаканы для сигар, папирос, шпилек, булавок, пеналы для перьев, пудреницы, спичечницы, сигарницы, коробки для сладостей, игольницы, запонки, копилки, мольберты для визиток, очечники, пресс-папье, кольца для салфеток. Изделия украшали жанровыми сценками из бытовой жизни, изображениями птиц, растений, животных и людей. Дорогие вещи расписывали целиком. Уже в середине XIX в. работы русских мастеров превзошли уровень изделий знаменитых немецких специалистов.

Недалеко от Даниловской фабрики братьями Вишняковыми была основана еще одна фабрика. В начале XX в. обе фабрики слились в одно большое предприятие под названием Федоскинская артель. Она стала знаменита своими лаковыми миниатюрами. Здесь расписывали изделия яркими сочными масляными красками. Но перед этим заготовки покрывали снаружи черным, а внутри – красным лаком. Места для раскрашивания затирали пемзой, делая их матовыми, и расписывали красками. В последнюю очередь все изделие покрывали несколькими слоями прозрачного лака.

Надо также отметить мастеров Палеха, которые позаимствовали у федоскинских мастеров идею создания лаковых предметов из папье-маше. Но в Палехе расписывали изделия в традиционной манере – темперными красками (это краски, разведенные эмульсией яичного желтка). Вместе с ними использовали золото и серебро.

Одним из самых известных художников, расписывавших изделия из папье-маше, был И. И. Голиков. Он украшал миниатюрные предметы сюжетами из русских народных сказок и произведений А. С. Пушкина.

Надо отметить, что мастера Палеха по-своему изготовляли предметы из папье-маше. Картон нарезали полосками и промазывали мучным клейстером. Их прессовали и обматывали ими форму. Пропитывали льняным маслом. Потом сушили в сушильных шкафах. После чего изделие обрабатывали стамесками, наждаками, придавая ему законченную форму. Шпаклевали, делая его гладким, и еще раз сушили. Затем поверхность несколько раз грунтовали и покрывали сажей на масляном лаке. Участки под роспись зачищали пемзой и раскрашивали. В последнюю очередь все изделие покрывали несколькими слоями лака.

Современные мастера продолжают традиции своих предшественников и изготавливают замечательные вещи, которые успешно расходятся по всему миру.

Цветы из папье-маше

Делать цветы из газет папье-маше сложнее, чем объемные фигурки. Техника такая: лепестки изготавливаются отдельно, потом после высыхания и окраски их присоединяют к одной центральной основе, собирая цветок. Требуемые материалы такие же, только вместе со стандартным набором нужен стакан, воздушный шарик, специальный клеевой пистолет и лист плотного картона.

  1. Первый этап. ПВА сначала разведите водой, тщательно перемешайте. Пропорции приблизительно 2:1 (где 2 — клей). Газету порвите помельче. Надуйте шарик, стараясь прикинуть размеры будущего цветка.
  2. Второй этап. Аккуратно оклеивайте поверхность шарика смоченными в клее газетными кусочками. Формируйте 4 слоя. Закончив, оставьте шарик высыхать. Понадобится 3-4 дня. Лучше оклеить сразу несколько шариков, будет быстрее.
  3. Третий этап. Подсушенную заготовку разрежьте на две одинаковые половинки. Это лепестки будущего цветка. Покрасьте их, как было задумано.. Изнутри нарисуйте белые полоски. Ниже добавьте несколько черных линий меньших размеров.
  4. Ножницами придайте лепесткам необходимую вам форму, места обрезки прокрасьте дополнительно основным цветом.
  5. На бутон нужно будет 5-6 лепестков.
  6. Четвертый этап — сборка. Серединка будет из картона, и на нее поочередно приклеивайте лепестки. Первый два располагайте напротив, потом еще два в оставшихся свободных местах. Отправьте цветок просушиваться.
  7. Пятый этап — серединка. Скомкайте газету, полученный комок оберните дважды салфеткой. Закрепляйте белыми нитками. Фиксируйте плотнее. Сначала соедините их крест-накрест, переверните и снова перекрестите. Получится шарик с несколькими выделенными дольками. Готовую середину прикрепите в центр подсохшего цветка и покрасьте аккуратно зеленым, сверху концом кисточки нарисуйте маленькие черные штрихи. Последними — белые точки сверху.
  8. Шестой этап. Лист картона будет основой будущей картины. К нему аккуратно приклейте готовые цветы и нарисуйте дополнительно зеленые ветки. А листики вырежьте из тонкого картона. Покрасьте в зеленый и приклейте по два к каждому из цветов.

Маленькие секреты

Какие используются дополнительные (не обязательные) ингредиенты? Есть масса секретов и тонкостей, что помогут сделать изделия более точными, а детали маленькими и тонкими:

  • Клей ПВА строительный (не обычный канцелярский).
  • Добавить шпаклевку.
  • Немного гипса.
  • Клей строительный (для плиток и т.д.).
  • Жидкое мыло дает большую пластичность.
  • Подсолнечное масло – и масса не липнет к рукам.
  • Крахмал и/или мука. Тогда появляется нужная вязкость и тогда можно будет легче вымесить «тесто».
  • Лимонный сок. Если хотите заранее приготовить массу и оставить ее храниться.

Важно. Если выбираете 2 способ, советую найти подходящую туалетную бумагу. Не жалейте! Покупайте качественную! Она более тонкая, 2-3-слойная. Растворяется в воде без комочков.

Вопросы по материалу

В каких условиях хранить?

До 5 дней – просто в целлофановом пакете. Более 5 дней, неделя-полторы – в холодильнике.

Каким по консистенции должен быть клей (покупной и свой)?

Нужна средняя консистенция. Если клей слишком густой, его можно размешивать водой. Более жидкий – добавляется больше сухих ингредиентов.

Бумага, газеты или салфетки?

Выбор одного из основных ингредиентов является решающим. Тогда сразу определяется способ, каким вы будете конструировать игрушки и возможность проработать более мелкие детали.

Как делать папье-маше своими руками: основы техники и инструкция для новичков

Папье-маше – простая и доступная для всех техника изготовления объемных предметов с помощью бумаги и клейстера.

История бумажного творчества

Техника папье-маше проверена временем, ведь ее история насчитывает несколько тысяч лет! Древние египтяне делали посмертные маски, используя слои папируса, перемежеванного клеящим веществом. В Персии из многослойной бумаги изготавливали декоративные изделия, в том числе сундуки и кубки. Часто поверх бумажного слоя наносили тонкие металлические пластины.

Прочность изделий из папье-маше с большим количеством слоев была подмечена еще в древнем Китае – там стали использовать эту технику для производства доспехов и щитов, которые могли защитить воина не только от стрелы, но и от удара мечом.

Многократное покрытие природными лаками прибавляло материалу дополнительную прочность. Кроме того, в Японии и Китае из этого материала изготавливали церемониальные маски, декоративные элементы к военному костюму, предметы домашнего декора (шкатулки, вазы) и даже пуговицы.

Часто поверхность изделий покрывали глянцевым лаком и, таким образом из сравнительно дешевого материала получали вещи, выглядящие роскошно. В Индии папье-маше можно было встретить на любом ремесленном рынке в виде богато-орнаментированных изделий для домашнего обихода.

С 17-го века папье-маше стало активно использоваться во Франции, а затем и в Англии, в кукольном деле – эта техника как нельзя лучше позволяла воспроизвести тонкие черты кукольных лиц. Большим преимуществом была высокая прочность материала. В отличии от фарфора, готовое изделие из папье-маше не было хрупким, а также было намного легче чем дерево.

В 18-ом веке папье-маше стало недорогой альтернативой архитектурной лепнине и резному дереву, позднее эту технику стали использовать даже для изготовления элементов мебели (например, спинок стульев) и церковной утвари.

По сегодняшний день папье-маше широко используется в кинопроизводстве и театре для изготовления бутафории (муляжей различных вещей: оружия, посуды, украшений, предметов интерьера, имитации рельефов в ландшафте или архитектурных конструкций), накладных элементов для грима (носов, подбородков), деталей сценического костюма (головных уборов, масок).

Минимум средств и максимум пользы

Папье-маше является одним из немногих видов творчества, который будет интересен практически каждому, ведь вариантов изделий из клееной бумаги огромное множество, а сам процесс работы в этой технике не требует художественной подготовки или определенных знаний. Несмотря на то, что для этого вида творчества используется бумага, оно не имеет ничего общего с другими бумажными хобби оригами, квилингом, плетением из бумажных трубочек.

Преимущества этого увлечения налицо:

  • не требует материальных затрат;
  • не нужно большое рабочее место;
  • можно обойтись без особых навыков;
  • техника представляет собой предельно простой процесс, овладеть которым под силу даже ребенку дошкольного возраста;
  • широкий творческий спектр (изготовление кукол, масок, фигурок, рамок, шкатулок, элементов для украшений, елочных игрушек, плафонов);
  • подходит для изготовления предметов любого размера;
  • готовые изделия имеют высокую прочность и не требуют особого ухода.

Что нужно для занятий и первых поделок

Как уже было подмечено, папье-маше очень экономный вид творчества. Основное, что нужно для папье-маше, это тонкая бумага и клей (ПВА, столярный, канцелярский, желатиновый или крахмальный клейстер). Существует два принципиально разных варианта этой техники:

  • кусочки бумаги наклеивают слоями на готовую форму;
  • из бумаги и клейстера готовят эластичную массу, из которой формируют объект.
Читать еще:  Шьём из джинсов чехол на диванчик

Включить это хобби в список своих увлечений могут все, о успех ждет только тех, кто не любит бросать начатое. Качества, которые будут полезны в работе с папье-маше:

  • усидчивость;
  • аккуратность;
  • немного фантазии.

Особенности послойной техники и процесс работы

Первый вариант (из кусочков) подходит для изготовления масок, кукольных голов, фигурок, шкатулок. Поверхность готовых изделий поддается шлифовке, поэтому достичь идеальной гладкости весьма просто. Весь процесс работы можно разделить на несколько этапов.

Первый этап

Подготовить тонкую бумагу (хорошо подходит газета). Для этого можно нарезать или порвать ее на кусочки, их размер зависит от предполагаемого размера изделия – для мелких работ это может быть 1х1 см, для крупных до 4х4, 4х10 см. Порванная бумага сделает поверхность изделия более гладкой, чем нарезанная.

Подготовить форму, на которую будет наклеиваться бумага. Для этого можно взять как уже готовый предмет, так и вылепленный из пластилина или глины (например, голову куклы).

Если берете готовый предмет за основу папье-маше, помните, что для получения объемной формы нужно будет разрезать уже готовое папье-маше на две половины, чтобы достать базовую форму, а затем склеить их. Поэтому основа может быть повреждена при разрезе. Для шаровидной формы можно взять воздушный шар, который по окончании работы можно извлечь через предварительно оставленное отверстие в слоях бумаги.

Чтобы готовое папье-маше получилось легко отделить от основы (как готовой, так и лепленной), рекомендуется смазать форму вазелином либо обернуть ее пищевой пленкой, перед тем как наносить первый слой бумаги.

Второй этап

Обклеить форму слоями бумаги. Количество слоев зависит от желаемой толщины и прочности – минимальное количество 4–5, максимальное – не ограничено, но уже при 15 слоях толщина стенки изделия будет около 0,5–0,7 см, поэтому делать слоев больше этого количества обычно смысла нет.

Для равномерного покрытия формы бумагой, удобно чередовать слои разных цветов – так будет понятно, когда начинать новый.

Третий этап

Хорошо просушить изделие (в течение суток) и снять с формы. Если для снятия требуется разрез, удобно сделать его острым ножом для бумаги. После извлечения формы, нужно с внутренней стороны изделия вдоль разреза наклеить кусочки бумаги так, чтоб половина кусочка выходила за границу разреза, затем промазать их клеем и приложить вторую половину изделия.

Также нужно заклеить линию стыка половинок снаружи двумя слоями бумаги и для прочности покрыть еще одним слоем папье-маше всю форму (если предполагается дальнейшее окрашивание, то лучше слоем белой бумаги).

Хорошо просушенное изделие можно отшлифовать с помощью мелкозернистой наждачной бумаги.
Разукрашивать папье-маше можно любой краской, но лучше всего взять акрил – он не будет стираться с формы и быстро сохнет. При желании папье-маше вскрывают лаком.

Лепка из бумажной массы

Второй вариант папье-маше (из бумажной массы) подойдет для формирования готовых изделий методом простой лепки или лепки на каркасе. Кстати, само название техники переводится с французского как «жеванная бумага». Вариантов рецепта приготовления массы довольно много, и после нескольких проб вы найдете собственное оптимальное соотношения ингредиентов.

Обычно ее делают таким образом: размачивают газетную бумагу, картон от коробок либо яичных лотков, или туалетную бумагу в теплой воде, оставляют ее на несколько часов, периодически разминая руками (можно поставить на плиту, чтобы поддерживать воду в теплом состоянии).

После размокания, массу тщательно отжимают и измельчают блендером или на мясорубке (более трудоемкий вариант – протирают через сито). Далее к массе прибавляют клей и вымешивают до тех пор, пока однородная эластичная масса не перестанет липнуть к рукам.

Сформированное изделие полностью высыхает за 2-3 дня – сушить на батарее его не стоит, так как это может привести к появлению трещин. Высохшая масса становится твердой и очень легкой. Ее также можно отшлифовать и покрыть краской так же, как и изделия из соленого теста или полимерной глины.

Полезное занятие в удовольствие

Как уже было подмечено, в технике папье-маше можно делать совершенно разные виды изделий, это отличный способ изготовить как декоративные произведения, так и вещи для практического применения в доме. С помощью этой техники можно сымитировать более дорогостоящие материалы, например, металл, камень или керамику.

Работа с папье-маше успокаивает, помогает сосредоточиться на процессе и отдохнуть от повседневных забот, развивает творческое мышление. Начиная с простых и распространенных изделий, вы быстро перейдете к реализации собственных креативных идей.

Пошаговые мастер-классы для новичков

Чтобы вам легче было перейти от планов и сомнений к действиям, наши рукодельницы приготовили пошаговые инструкции с фото. Взяв за основу мастер-классы, вы быстро освоите технику папе-маше и научитесь создавать собственные шедевры, достойные подражания.

Поскольку себестоимость материала для папье-маше минимальная, работать с ним не трудно, а готовые изделия получаются прочными, красочными и легкими, технику папье-маше можно смело брать на вооружение, если у вас появится желание превратить творческое хобби в бизнес.

Элементы самодельной бижутерии, сувенирная продукция или домашний декор из папье-маше – отличная идея для неплохого заработка.

комментариев 5

  • Комментарии 5
  • Пингбэки 0

Добрый день, А есть тут эксперты, как сделать так, что бы масса была как пластелин и можно было делать тонкую структурную работу? Что добавить в бумагу? Делали монстрика, не выходит так красиво тонкая структура. Очень тяжело дается… всё разваливается..

помогите плз с советом. Начали делать следующего, ну не выходит ничего..

Рита Бергман, спасибо Вам за интересную статью. Мне было лет 7-8, когда в школе нас научили работать с папье-маше. Мне так понравилось, что иногда, придя домой после уроков, я просил маму приготовить для меня клейстер и с увлечением изготавливал карнавальные маски. Потом, уже будучи подростком, я увлекался моделированием, техникой. Некоторые свои модели я так же делал из папье-маше. С тех пор прошло почти 50 лет, но те работы я вспоминаю с удовольствием… Так что, девчонки, папье-маше может быть не только женским увлечением!

Папье-маше: советы для начинающих

Поделки из папье-маше по праву считаются одними из самых популярных. С этой мягкой и пластичной массой очень легко работать, а это значит, что и аксессуары из нее получаются самые разные. Из папье-маше традиционно делают кукол и маски, различную театральную бутафорию и муляжи, разнообразные игрушки, украшения и даже некоторые предметы мебели.

Этот материал любят все художественные школы и традиционно проводят обучение по работе с ним. Данную технику с удовольствием изучают и дети, и взрослые. Даже профессиональные скульпторы не пренебрегают работой с папье-маше, ведь это своеобразная отработка будущих образов.

Немного истории

Папье-маше – звучит это по-французски, однако искусство создания различных аксессуаров из нескольких слоев тонкой бумаги зародилось вовсе не в Европе. «Изобретателями» техники работы с папье-маше считаются китайцы. Несколько тысячелетий назад они научились делать из бумаги одежду, а затем и прочные доспехи для своих воинов.

Позже это искусство освоили и жители других стран Востока. При этом большинство изделий начали покрывать специальным водоотталкивающим составом, который, к тому же, добавлял им прочности. Так люди научились делать доспехи, ритуальные маски, различную парадную атрибутику.

Искусством заинтересовались и в Европе. Интересно, что предприимчивые западные жители быстро догадались, что папье-маше можно использовать для создания различных подделок, которые издалека можно принять за настоящие. Так, например, появилась бутафорская лепнина.

Сегодня этим материалом активно пользуются в театре и кино. Большинство декораций делается именно из папье-маше.

Техники работы с папье-маше

Приклеивание небольших кусочков на готовую форму в несколько слоев

Эта техника очень удобна для изготовления различных масок и сложных фигур. Чаще всего ей пользуются в тех случаях, когда необходима точная копия того или иного предмета. Однако ее минус в том, что оклеенный предмет чаще всего оказывается намертво «запертым» под прочным слоем бумаги, и сама поделка становится тяжелее (это не всегда удобно).

Смешивание бумаги и клейстера с последующим изготовлением поделок

Это удобно в тех случаях, когда необходимо изготовить простую фигуру. Как правило, это куклы и различные игрушки. Работать с массой удобно, потому что «схватывается» она постепенно, а это значит, что есть время подправить неточности и убрать неровности.

Как сделать массу папье-маше своими руками?

Если с первым способом все понятно (нужно только сварить клейстер или взять ПВА и наклеивать бумагу в несколько слоев), то с замешиванием папье-маше вторым способом могут возникнуть определенные трудности.

Чтобы замешать «тесто» правильно, нужно подготовить емкость с теплой водой. В нее размачиваем мягкий картон (отлично подходят упаковки от яиц), газеты или туалетную бумагу. Дождитесь полного размягчения материала. При необходимости можно время от времени подогревать миску на плите, чтобы вода не остывала.

Когда бумага размокнет, ее нужно прокрутить миксером или измельчить в блендере. Затем в массу постепенно добавляется клей. Его нужно подмешивать до тех пор, пока субстанция не перестанет прилипать к рукам.

Есть и альтернативный вариант. Но он работает только с туалетной бумагой, так как она тонкая и хорошо поддается измельчению.

Более подробный вариант в этой видео-инструкции.

Советы для начинающих

  • Если вы пользуетесь вторым способом замешивания папье-маше, не делайте слишком много материала до тех пор, пока не будете уверены, что нашли свою «идеальную формулу». Клей и качество бумаги решают многое.
  • Какую бы технику вы ни выбрали, сушить лучше каждый слой. Очень удобно пользоваться феном.
  • Количество слоев зависит от типа выбранной поделки из папье-маше. Однако стоит учесть, что делать меньше 4-5 слоев нецелесообразно.
  • Когда изделие закончено, его нужно просушить в течение суток – это минимальный срок. Для больших поделок количество дней на просушку может увеличиться до 3-4.
  • Готовое изделие обычно покрывают краской. Можно сделать его однотонным. Кроме того, красиво смотрится и необычная роспись папье-маше (работа Екатерины Осипович). Можно сделать причудливые завитушки или мозаику. В последнее время очень популярна покраска поделок различными красящими спреями – это удобно и практично.
  • Украшать поделки из папье-маше можно камнями и бисером. Также на них можно приклеить блестки, пайетки, тканевую отделку и т.д.
  • Ваши творения можно покрывать и лаком. Это добавит им долговечности и прочности. Кроме того, изделие будет легче протирать от пыли.

Примеры и идеи для вдохновения

Для работы с папье-маше не требуются особые навыки. Замешивать смесь бумаги и клея довольно просто, да и вылепить простые фигуры нетрудно. Если вы собираетесь заняться этим впервые, начните с обычного оклеивания предметов тонкими кусочками бумаги или вылепите любую простую фигурку (например, снеговика или яблоко) из готовой массы.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector