2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Роспись» или «подпись», как правильно и в чём отличие

В рус­ской лек­си­ке отме­тим два очень похо­жих слова:

Убедимся в их похо­же­сти, разо­брав по составу:

  • под пись — приставка/корень/окончание;
  • рос пись — приставка/корень/окончание.

Эти одно­ко­рен­ные суще­стви­тель­ные раз­ли­ча­ют­ся толь­ко при­став­кой, кото­рая вно­сит в каж­дое сло­во свое зна­че­ние, поэто­му эти лек­се­мы име­ют раз­лич­ную соче­та­е­мость с дру­ги­ми сло­ва­ми, раз­ное упо­треб­ле­ние в речи. Эти сло­ва назо­вем паро­ни­ма­ми, сло­ва­ми, кото­рые часто достав­ля­ют затруд­не­ние в употреблении.

Как пра­виль­но писать:

  • под­пись или рос­пись под документом;
  • поста­вить рос­пись или подпись;
  • озна­ко­мить с при­ка­зом под рос­пись или под подпись?

Чтобы выяс­нить, как пра­виль­но упо­треб­лять эти сло­ва в дело­вой речи, чет­ко опре­де­лим зна­че­ние каж­дой лек­се­мы. Только при таком усло­вии мож­но избе­жать лек­си­че­ской ошиб­ки — сме­ше­ние паро­ни­мов, когда одно похо­жее сло­во упо­треб­ля­ет­ся непра­виль­но вме­сто другого.

Например, раз­ли­ча­ем слова-паронимы:

Мезенская роспись

Сегодня высок интерес к декоративно-прикладному искусству (далее — ДПИ) вообще, но в частности — к росписям. В России выполняют росписи по дереву, лаку, металлу, эмали, стеклу и керамике, а разнообразных техник, традиционных и современных, — огромное количество.

Роспись по дереву считается наиболее национальным и самобытным видом русского ДПИ. Наша страна богата лесами, древесину использовали многогранно: от изготовления бытовых изделий и художественной обработки до строительства домов. Это особенно характерно для территории Русского Севера, Верхнего и Среднего Поволжья, Урала и Сибири.

Русский Север считается настоящей сокровищницей русской народной культуры, а некоторые исследователи даже считают его единым памятником культуры. Одна из легко узнаваемых росписей Русского Севера — мезенская.

Композиция в полосе

История

Как и в случае с большинством традиционных росписей, как именно появилась мезенская роспись — неизвестно. Большинство исследователей относят сюжетные композиции к древнеязыческим верованиям. Специалист в области русского народного искусства С.К. Жегалова сравнивает роспись с наскальными рисунками Заонежья, обнаруженные в середине XX в. Есть схожесть изобразительной техники с росписями народов Севера, Индокитая и Средней Азии.

Это орнамент, сохранивший в своих элементах глубочайшие пережитки архаики древнегреческих стилей, густым кружевом покрывает поверхности деревянных предметов

— В.С. Воронов, исследователь мезенской росписи

Появление росписи принято относить к середине XIX в. — самая древняя прялка с мезенской росписью датируется 1815 г.

В конце XIX столетия село Палащелье становится центром росписи, о чём впервые упоминается в письменных источниках 1904/1906 г. Поэтому роспись можно называть как «мезенской», по названию близлежащей реки, так и «палащельской» по её центру.

Читать еще:  Как на дрели сменить изношенный зажимной патрон на новый

Ареал мезенской росписи весьма обширен. Кроме бассейна Мезени с Вашкой, он включает на западе районы Пинеги и нижнего течения Северной Двины до Онежского полуострова, а на востоке — бассейны Ижмы и Печоры.

Удивительно, но в 1920-х гг. оставляли подписи на прялках, благодаря чему можно выделить семьи палащельских мастеров периода угасания росписи: Аксеновых, Новиковых, Федотовых, Кузьминых, Шишовых. Однако уже в середине 1960-х гг. роспись возродили мастера Ф.М. Федотов в с. Палащелье и С.Ф. и И.С. Фатьяновы в с. Селище.

Мастером мезенской росписи мог стать исключительно мужчина — все знания передавались от отца к сыну.

Этой росписью украшали короба, туеса, орудия труда и сами избы, но главным объектом были прялки.

Элементы росписи прялки, выполненной Г. Ф. Федотовым, 1926 г.

Символика

Мезенская роспись считается самой архаичной из всех в русском народном искусстве — по мнению крупного знатока крестьянского искусства А. В. Бакушинского, росписи мезенских прялок отражают круг очень ранних земледельческих представлений (финно-угорских племён).

Одна из характерных черт мезенской росписи — наличие полос, или ярусов. Обычно выделяется три: в нижнем главенствуют кони или олени, в среднем могут изображаться как кони или олени, так и птицы, а в верхнем — исключительно птицы. Подобное деление может соответствовать подземному, наземному и небесному мирам соответственно. В каждом ярусе мастер помещал три или четыре фигуры животных.

Уникальна роспись прялок: на лицевой стороне рисовали ярусами, а на изнаночной художник, строго сохраняя уровни, мог сделать надписи, например: «Кого люблю — тому дарю». Прялки с подобными посланиями дарил муж жене на свадьбу или к рождению ребенка.

Для русского мировосприятия естественно углядеть в божественном земное, а земное возвысить до бо­жественного

Сюжеты мезенской росписи трактуются скорее как религиозные или языческие в своей основе, нежели бытовые. В качестве сюжетов использовали широко распространённые варианты: сцены охоты, выезд в санях или на повозах, запряжённых одной или парой лошадей, всадник на чёрном коне и др.

Помимо значения самих сюжетов, каждый элемент содержит много символизма.

Композиция в круге

Солярные знаки — круговые, крестообразные изображения, символы солнца. В мезенской росписи часто выражены свастиками.

Древо жизни — один из излюбленных сюжетов, ведь дерево первым вошло в сознание, быт, обряд наших предков. Дерево было для нашего предка не только божеством, управляющим солнцем и дождём, ведающим вопросами плодородия, брака и деторождения, а также обновления, омоложения и бессмертия, но и являло собой образ мироздания. В мезенской росписи его символизировал «крин» — проклюнувшееся зерно.

Читать еще:  Монтаж пластиковых окон своими руками

Композиция в квадрате

Квадраты, треугольники и ромбы несут в себе множество значений в зависимости от расположения и сочетания с другими символами. Например, могут символизировать распаханные и засеянные поля, заливные луга, небо или землю.

Точка в квадрате – хлебное зерно.

Волнообразные линии, зигзаг, стихийна — условные изображения воды. Вода, как и Солнце – источник жизни, она соединяет небо с землёй, даёт земле жизнь.

Варианты птиц, уточек, лебедей мезенской росписи

Птица — посредница между землёй и небом, символ жизни.

Уточка — знак закатного солнца. Рисуется вместе с конём: утром огнегривый конь возводил солнце на небосвод, а уточка прятала его на ночь в воду. Таким знаком может служить просто перышко птицы.

Варианты фигур коней и оленей мезенской росписи

Конь, олень — «вторичные» лики бога, его спутники и слуги. В славянской мифологии конь являлся символом солнца, небесным богом. Бег коней передаёт, вероятно, солнечный путь или движение времени. А.Н. Афанасьев отождествляет день и ночь с белым и чёрным конём.

Спирали — первоэлементы природы. Академик Б.А. Рыбаков говорит, что мотив спирали возник в мифологии как символическое движение солнечного светила по небесному своду. В Мезенской росписи спирали заключены в рамки многочисленных орнаментов и в изобилии вьются вокруг небесных коней и оленей. Сжатая спиральная пружина — символ скрытой силы. Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения, — символ времени, циклических ритмов сезонов года. Двойные спирали символизируют равновесие противоположностей, как даосский знак «инь-янь». Восходящая спираль — мужской знак, нисходящая — женский, поэтому двойную спираль можно считать и символом плодовитости и деторождения.

Матрёшка с современной мезенской росписью, автор не известен

Технология

В отличие от других северных росписей, здесь отсутствуют элементы красочного, нарядного цветочного и растительного орнамента. Взамен — кони и птицы будто нарисованы неумелой детской рукой. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики. При всей примитивности техники рисунка прослеживается удивительная целостность и изысканность; при предельной простоте средств отменно переданы характерные черты животных.

Традиционно в этой росписи используется только два цвета — карминово-красный и чёрный. Получали краски для росписи из природных материалов — красно-коричневой глины и сажи, растёртой на смоле лиственницы. Готовое изделие расписывали по чистому негрунтованному дереву сначала охрой (или суриком) с помощью измочаленной на конце деревянной палочки (тиской), потом птичьим пером делали чёрную обводку и наносили узор. Расписанный вручную предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет.

Читать еще:  Дерево, притягивающее денежки

Доска имела свои чёткие пропорции. Ширина должна были три раза укладываться в её длине. Древесина пропитывалась льняным маслом. От этого её структура становилась яснее и ярче. Характер рисунка волокон во многом определяет и сам орнамент, который состоит из символов, как слова из букв.

Тарелка с современной мезенской росписью. Автор: Людмила Варганова.

Роспись сегодня

Сейчас мезенской росписью занимаются практически во всей России, а в некоторых школах она включена в программу изобразительного искусства. Конечно, она широко используется в Северодвинске и Архангельске. Теперь ей занимаются в основном женщины, а благодаря схематичности и незамысловатости узоров роспись хорошо воспринимается и легко повторяется детьми.

Технология нанесения рисунка сохранилась, однако сегодня роспись чаще наносится кистью, из-за чего её харак­тер уже несколько иной, уходит графичность. Такая строгая раньше, сейчас она приобретает смягчённые черты. Всё больше используют просто красную краску, отходя от традиций и забывая, что изначально природное происхождение красителя — глина, из которой получается красновато-пурпурный оттенок.

В эпоху глобализации многие стили и промыслы «смешиваются»: красно-чёрные мезенские ло­шадки ложатся на золотой хохломской фон, синие птицы на белом фоне намекают на Гжель. Иногда от такого смешения рождается пусть непривычное, но вполне достойное произведение.

«Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра

История палехской лаковой миниатюры начинается в XVIII столетии. В те годы художники-иконописцы из небольшого села Палех во Владимирской губернии были известны всей России. С 30-х годов XIX века до Октябрьской революции здесь работали иконописные мастерские.

Родоначальником палехского стиля считается Иван Голиков — в 1920 году он создал первую лаковую миниатюру «Адам в раю». В 1924 году в Палехе открылась Артель древней живописи, а спустя год художники получили Гран-при на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже.

Палехские мастера создавали шкатулки, броши, портсигары, табакерки. Они использовали в работе иконописные приемы: писали на черном фоне темперными красками, изготовленными на основе яичного желтка и воды, и твореным золотом (так называли золотой порошок, разведенный в воде). Основными сюжетами были сцены из сельской жизни, былин и русской литературы. Вдохновляли мастеров герои народных и авторских сказок: Иван-царевич и Жар-птица, Серебряное Копытце и царь Салтан.

В 1932 году палехские художники встретились с Максимом Горьким, который назвал палехскую лаковую миниатюру «одним из чудес, созданных Октябрьской революцией». По его просьбе Иван Голиков нарисовал миниатюры для подарочного издания «Слова о полку Игореве».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector