3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

15 развивающих приложений для детей разных возрастов: поиграть и научиться

Содержание

15 развивающих приложений для детей разных возрастов: поиграть и научиться

Игры на смартфоне — это не обязательно бездумные стрелялки или ходилки. Есть отличные приложения, которые помогут вашему ребенку узнать много нового и чему-то научиться.

Страсть детей к смартфонам и планшетам стала предметом острых споров среди родителей. Большинство считает, чем сидеть у экрана гаджетов, лучше заняться чем-нибудь полезным. Истина, как обычно, находится посередине — можно играть в планшете и получать пользу для развития, установив в него обучающие и развивающие игры.

Разработчики мобильных игр и приложений создали множество качественного контента, который помогает развить такие полезные навыки, как логику, внимание, моторику, пространственное мышление, воображение, а также познакомить с буквами и цифрами, научить считать и объединять понятия. При чем игры можно условно классифицировать по возрастным категориям — от самых маленьких геймеров до учащихся средних школ, а некоторые приложения будут интересны даже их родителям.

Что умеет младенец в 2-3 месяца?

Ваш малыш успешно «перешагнул» черту первого месяца жизни, а затем второго-третьего.

В этот период у него активно формируются навыки слухового и зрительного сосредоточения, а также появляются первые осознанные эмоциональные реакции. Ребенок замечает движущиеся предметы, узнает ваш голос, реагирует на звуки игрушек, проявляет радость и улыбается. Как только это происходит, этап «новорожденности» можно смело считать завершенным и заводить в вашем с малышом календаре развития новую главу «младенчество».

Играем вместе

Годовалый малыш с удовольствием примет участие в активных мероприятиях, организованных в квартире:

  • Футбол. Если приобрести небольшой резиновый мячик, можно научить ребенка его катать и пинать, забивая голы в импровизированные ворота.
  • Танцы. Включите веселую музыку и покажите несколько танцевальных движений. Малыш начнет вас копировать, кружась и притопывая.
  • Прятки. В 1,5 года детишки очень любят прятаться, ползать по закрытым территориям. Доставьте им удовольствие, постройте убежище из подушек и одеял, позвольте спрятаться и долго ищите, приводя свое чадо в восторг.

Такие занятия подойдут как для спокойных, так и гиперактивных детей, позволят выплеснуть их неуемную энергию.

Хотя большинство специалистов уверены, что в первые годы жизни для ребёнка важнее всего контакт со значимым взрослым, активные мамы и папы всегда хотят занять его «чем-то полезным». Салли Голдберг в книге «Весёлые развивающие игры», вышедшей в издательстве «Альпина нон-фикшн», рассказывает, как развивается мозг ребёнка от нуля до трёх лет и какие простые занятия можно ему предложить в разном возрасте.

Способность понимать множество слов и произносить некоторые из них открывает перед вашим ребенком новые варианты участия в жизни окружающих людей. Он уже может что-то у вас попросить. Вы видите, как он выполняет простые указания и начинает понимать простые истории.

Дайте ему карандаш, и он будет выводить каракули; положите перед ним кубики или другие подобные объекты, и он начнет расставлять их или класть в разные места. Вы наверняка с удовольствием замечаете, что эти простые действия он совершает осмысленно. Читайте, пойте ребенку и разговаривайте с ним, когда это только возможно. Весь первый год жизни он впитывал все из среды, которую вы для него создавали. Теперь вы можете увидеть, что он усвоил за этот год.

Новый год жизни — новый уровень игры

Раньше ваш малыш очень сильно менялся от месяца к месяцу, а теперь прогресс стал более медленным. В представленных ниже играх вам, вероятно, больше всего понравится то, что в них можно играть много раз, и с каждым разом ваш ребенок будет осваивать и понимать что-то новое.

Этапы развития

  • Использует метод проб и ошибок
  • Трогает один предмет другим
  • Следует за объектом, когда он скрывается из поля зрения
  • Целенаправленно использует предметы
  • Имитирует жесты
  • Имитирует новые действия
  • Имитирует домашние дела
  • Манипулирует мелкими предметами
  • Ставит кубики или другие однотипные объекты один на другой
  • Начинает рисовать каракули
  • Начинает бросать предметы
  • Поднимается и спускается по лестницам ползком
  • Любит ритуалы и привычные действия
  • Следует простым указаниям
  • Любит сказки
  • Помогает по дому
  • Любит стишки и песенки
  • Произносит простые слова; словарный запас — около 10 слов
  • Повторяет слова за другими
  • Использует различные интонации
  • Формулирует просьбы из одного слова
  • Идентифицирует одну часть лица, обычно нос, и несколько частей тела

Развитие когнитивных навыков в целенаправленной игре

1. Ту-ту

Дети любого возраста обожают поезда. При этом самодельный паровозик может оказаться для малыша даже более привлекательным, потому что его составление — творческий и веселый процесс.

Что потребуется

Предметы, из которых можно сделать поезд, например крупные бигуди, пустые катушки от ниток, крупные бусины, маленькие игрушечные машинки, пустые коробочки от порционных продуктов (соков, каш и т. п.). Лента, веревка, кусок пряжи или шнурок около метра длиной.

Что нужно делать

1. Соберите вагончики для вашего поезда, свяжите их ленточкой, веревкой или шнурком длиной около метра.

2. Играйте как хотите! Вместе с малышом вы можете возить поезд по всему дому. Вы сами придумываете станции и пункт назначения!

3. Во время игры расскажите ребенку о звуках, которые издает поезд, и обсудите с ним части, из которых он состоит.

Преимущества игры

Ребенок только начинает ходить и говорить, и вы должны постоянно поощрять его новые навыки. Поэтому очень полезно иметь под рукой какой-нибудь забавный предмет, чтобы малыш таскал его за собой в разные места. Научившийся ходить ребенок с удовольствием будет пользоваться возможностями и свободой, которые дает ему такая игрушка. Скорее всего, он станет издавать звуки и произносить слова, выражающие восторг.

Что говорят ученые

Как сказано в статье «Лучшие игрушки для маленьких детей» («Best Toys for Toddlers») на сайте WhatToExpect. com, игра — это главное занятие вашего малыша, его работа. Когда он увлечен «головоломками или конструкторами, машинками или плюшевыми игрушками, кубиками или книжками, он похож на маленького ученого». Теперь он может более свободно двигаться, а значит, добираться до новых мест, а улучшение мелкой моторики дает ему больше контроля над окружающим миром.

Как утверждается в статье, все это позволяет ребенку «быть в своем мире боссом (хотя иногда такая мысль пугает)».

Если вы собираетесь купить, у кого-нибудь взять или сделать игрушку, главный принцип, которым вы должны руководствоваться, — это разнообразие

Любая игрушка может чему-то научить: причинно-следственным связям, коммуникации, игре по очереди, координации зрения и движений рук и даже распознаванию закономерностей. «Лучшие игрушки — те, которые одновременно выполняют несколько функций и предполагают достаточную свободу обращения, чтобы продолжать радовать вашего маленького исследователя по мере его роста и развития», — говорится в статье.

2. Домашние дела

Ребенку очень нравится тянуть или толкать что-то. Подобные занятия легко связать с какими-нибудь домашними делами, например с подметанием. Вы можете купить специальный детский набор или просто взять старый веник и подрезать его ручку, чтобы она не была слишком длинной для ребенка.

Что потребуется

Что нужно делать

1. Возьмите веник и совок и покажите ребенку, как вы подметаете.

2. Предложите ему подметать вместе с вами.

3. В процессе разговаривайте с ним и подробно описывайте, что вы делаете.

Преимущества игры

Сейчас в жизни вашего малыша наступил период, когда он во всем старается копировать вас. Извлеките из этого пользу. Раннее развитие задает программу для дальнейшей серьезной учебы, так что старайтесь, чтобы опыт всегда был для ребенка позитивным и привлекательным.

Игра в войнушку учит справляться с агрессией, а салочки готовят к школе. Зачем и во что играют дети

Что говорят ученые

Как пишет в статье «Чему учится ваш ребенок, повторяя за вами» («What Your Child Learns By Imitating You») на сайте parents.com Чана Стифель, ваш ребенок учится путем имитации. Она цитирует Лизу Нэлвен, специалиста по развитию и поведению, которая утверждает, что годовалый ребенок очень многие навыки, от речевых до социальных, получает, именно повторяя за взрослыми. Детям в этом возрасте особенно нравится имитировать такие занятия, как подметание и чистка пола пылесосом. Старайтесь как можно чаще заниматься разными делами на глазах у ребенка, потому что он учится на вашем примере.

3. Мусорное ведро II

Имитационная игра предполагает использование предметов для определенной цели. Не забывайте об этом, когда будете подбирать предметы для вашей игры.

Что потребуется

Предметы, которые можно использовать в ролевой имитационной игре, например пустые пластиковые бутылки, пенопластовые обеденные контейнеры, пластмассовые тарелки и другие емкости.

Что нужно делать

1. Подготовьтесь к имитационной игре с выбранными вами предметами.

2. Следите за тем, чтобы все предметы были без опасны — никаких острых граней или мелких деталей, которые ребенок может проглотить.

3. Рассказывайте ребенку о предметах, которыми он пользуется, стараясь, чтобы ваш лексикон был достаточно богатым. Задавайте вопросы: «О, ты делаешь вид, что пьешь холодную воду?»

Преимущества игры

Теперь вы можете не просто описывать что-то ребенку, но и предлагать ему самому проделывать разные вещи с разными предметами. Если ему нравится открывать и закрывать коробочки, придумайте для этого занятия какой-то игровой сценарий. Если ребенок с удовольствием изображает, как он ест или пьет, поговорите с ним о различных блюдах или напитках. Когда он был поменьше, ему хватало пояснений «вверх и вниз» и «внутрь и наружу», но теперь вы можете сочинять для его игр любые сюжеты, что будет для него и весело, и полезно.

Что говорят ученые

В книге «Младенец и ребенок. От рождения до пяти лет» Пенелопа Лич говорит о том, что для годовалого ребенка главной концепцией является «играть и учиться». Вы можете купить множество различных игрушек, предназначенных специально для развития того или иного навыка, но для ребенка главное — использовать любой предмет, который попадает ему в руки, для обучения. В этом возрасте дети стремятся узнать как можно больше об окружающем мире и научиться делать то, что делают взрослые.

4. Что происходит?

День за днем ваш малыш исследует мир, стараясь разобраться, что происходит вокруг него. В этой исследовательской игре он может делать то, что ему нравится: толкать или тянуть большие предметы и манипулировать мелкими.

Что потребуется

Что нужно делать

1. Выберите определенные места, которые ваш ребенок может исследовать, — например, под креслом, за диваном или в шкафу.

2. Всегда наблюдайте за тем, что происходит, и следите за безопасностью ребенка.

3. Пока ваш малыш будет изучать то или иное интересное место, разговаривайте с ним и задавайте вопросы о том, что он видит и делает там.

Поделки, наказания, «вас много, а я одна». Психолог Николай Веракса — о том, чего (не) стоит бояться в детском саду

Преимущества игры

Самыми разными путями ребенок стремится к одной цели — познавать мир. В этом стремлении его почти ничто не в силах остановить. Он испытывает на себе, что такое «мокрое», а что такое «сухое», что причиняет боль, что можно поднять, толкать или тянуть, что заставляет вещи останавливаться и двигаться, почему одни предметы держатся вместе, а другие — разваливаются на части.

Что говорят ученые

В моей книге «Конструктивное родительство», посвященной раннему обучению, я говорю об играх с точки зрения когнитивного развития. На протяжении всего первого года жизни дети постепенно начинают выяснять, что они могут делать самостоятельно, а в чем им нужна помощь.

Они экспериментируют, разглядывая объекты, трогая их, слушая, пробуя на вкус и нюхая, а также роняя, бросая и устраивая беспорядок, чтобы узнать что-то новое о жизни и в результате приобрести новые когнитивные навыки. Родители и воспитатели обязательно должны давать ребенку возможность приобретать новый опыт — с помощью имитации, вербальной стимуляции, чтения и пения. Любое интересное событие и сложное задание будет удивлять и радовать малыша.

Комната, в которой находится новорожденный, должна быть светлой, стены желательно оклеить в яркие цветастые обои. Поскольку ребенок смотрит в основном на потолок, он тоже может быть цветным.

Над кроваткой подвешивают яркие крупные игрушки (на расстоянии не ниже 40-50 см от глаз ребенка). Это могут быть, например, разноцветные надувные шары, которые легко приводятся в движение.

После двух-трех месяцев необходимо периодически сменять игрушки, но их не должно быть одновременно более трех-четырех.

С трех-пяти месяцев дети начинают обращать внимание на форму и цвет предметов, поэтому подвешивайте разнообразные игрушки не только по цвету, но и по форме. И в этом возрасте подвешивать игрушки следует на расстоянии вытянутых рук, чтобы ребенок мог легко схватить и ощупать их.

Когда ребенок начинает ползать и ходить, родители пытаются избавлять ребенка от любой опасности, убрав все с его пути.

Таким образом, они практически создают вакуум вокруг своего ребенка. В то время как ребенку необходимо постоянно расширять и обогащать свои тактильные ощущения. Поэтому нужно предлагать ему предметы жесткие и мягкие, грубые и нежные, тупые и острые, тяжелые и легкие. Ребенку интересно все, что его окружает. Он трогает и ощупывает прежметы, а иногда опрокидывает или рвет их на части, и это свидетельство его растущей любознательности и творческого потенциала.

Читать еще:  Как сделать витой usb-кабель из обычного

Конечно, нужно убрать предметы, которые ребенок может схватить и пораниться ими: все бьющееся, все хрупкое и ценное, все, что ребенок может взять в рот (пуговицы, таблетки, скрепки и т.п.).

Упражнения для развития способности ребенка удерживать голову

В двигательном развитии ребенка первого года жизни важнейшее значение имеет своевременное формирование способности удерживать голову. Если ребенок к двум-трем месяцам не удерживает голову, то формируется целая цепочка неблагоприятных факторов: нарушается развитие зрительного восприятия и вестибулярного аппарата, не вырабатывается способность к распределению тонуса мышц, обеспечивающих акт сидения. В итоге искажается вся схема двигательного развития, которое теснейшим образом связано с интеллектуальным развитием.

Поэтому предлагаются упражнения, специально направленные на развитие этой способности ребенка.

  1. Ребенок в положении лежа на животе. Положите руку на подбородок ребенка, а другой рукой прикасайтесь к стопам ног. В ответ ребенок начинает отталкиваться ногами и продвигаться вперед.
  2. Ребенок в положении лежа на животе. Одну руку положите ему под подбородок, а другую — под живот и слегка подтягивайте ребенка вперед. Ребенок будет производить ползающие движения.
  3. Поместите ребенка в вертикальное положение. Удерживайте его за бедра на весу в положении сидя, балансируя, чтобы не нарушить равновесия. Ребенок будет стараться удерживать в вертикальном положении голову и туловище.
  4. Положение ребенка лежа на спине. Возьмите ребенка за кисти рук и слегка потяните на себя. Он будет стараться подтянуться вперед за руками.
  5. Обхватите руками живот ребенка и удерживайте его на весу лицом вниз. Ребенок будет поднимать голову.
  6. Вы так же удерживаете ребенка на весу, но в наклонно-боковом положении, обхватывая то правый, то левый бок. Он будет поднимать голову и выпрямлять ноги.
  7. Поставьте ребенка на опору в вертикальное положение. В ответ он будет выпрямлять ноги, туловище, поднимать голову. Если же вы слегка потянете его вперед, то он сделает шаговое движение. Каждое из этих упражнений повторяйте в течение 3-4 минут, терпеливо ждите ответной реакции, не пытайтесь помогать ребенку выполнять необходимые движения.

Упражнения для развития сенсомоторной сферы ребенка первого года жизни

Развитие сенсомоторной сферы на первом году жизни ребенка — основное условие развития восприятия окружающего мира.

Основная задача сенсомоторного развития — помочь ребенку повысить двигательную активность, накопить представления о цвете, форме, величине предметов и т.д.

Заниматься с ребенком можно только тогда, когда он находится в спокойном состоянии, когда он сыт и его ничто не беспокоит.

Упражнение на зрительное и слуховое восприятие (для ребенка старше 7-10 дней)

Яркую игрушку (шарик, погремушку, кольцо) поместите на вытянутой руке в поле зрения ребенка на расстоянии 60-70 см над его лицом и подождите, когда взгляд малыша задержится на игрушке. После этого начинайте покачивать ею то вправо, то влево с амплитудой 5-7 см и частотой колебаний примерно два раза в секунду. В дальнейшем перемещайте игрушку в разных направлениях (вправо, влево, вверх, вниз), приближая к малышу на расстояние 20-30 см и удаляя на расстояние вытянутой руки примерно на 1,5м от ребенка. Занятие продолжается 1-2 минуты, повторяясь два раза подряд, проводится 1-2 раза в день. Так же проводится занятие с игрушкой, издающей негромкий, мягкий звук.

Упражнение на развитие слуховой активности (для ребенка от 25 дней и старше)

Для этого упражнения необходим небольшой колокольчик высотой 5-7 см. Ребенок лежит на спине. Вы держите колокольчик на вытянутой руке (ребенок не должен вас видеть) и негромко позваниваете. Делаете 2-3 колебательных движения и даете звуку затихнуть. Ребенок прислушивается к звуку. Позвоните в колокольчик еще раз. Прежде чем звонить, дайте звуку угаснуть. Держите колокольчик над грудью ребенка на расстоянии 60-70 см. Затем привяжите колокольчик к леске и перемещайте его вправо, заглушив звук. Переместив колокольчик на расстояние 80-100 см от центра, слегка позванивайте им, вызывая у ребенка поисковые движения глаз, поворотголовы в разные стороны. Таким же образом перемещайте колокольчик влево. Занятия проводятся 2-3 раза в день в течение 3-4 дней. Затем лучше сделать перерыв на неделю, и в дальнейшем можно проводить занятие на протяжении второго и третьего месяцев жизни 1-2 раза в неделю.

Упражнения для развития слуховой и двигательной активности ребенка (для ребенка старше одного месяца)

Подвешиваете на расстоянии 60-70 см погремушку-гирлянду. К ней прикрепляете с помощью лент еще одну погремушку-гирлянду на расстоянии 7-10 см от лежащего на спине ребенка. Привлекаете внимание ребенка к игрушкам, слегка покачивая их. Поймав взглядом погремушки, ребенок широко раскрывает глаза, затихает на несколоко секунд, а затем радостно вскидывает руки вверх, случайно задевая низко подвешенную погремушку. Верхняя погремушка начинает покачиваться, и малыш снова замирает, рассматривая ее. Затем наступает новый всплеск двигательной активности, и малыш снова наталкивается руками на нижнюю погремушку, приводя в движение верхнюю. Такой игрой ребенок может заниматься 5 минут. Через 2-3 дня поменяйте погремушки местами. Занимайтесь этим упражнением в течение одной-двух недель.

Упражнения для развития зрительного сосредоточения (для ребенка от одного месяца и старше)

Как можно чаще ласково разговаривайте с ребенком, всячески стараясь привлечь его внимание к себе, вызвать ответную улыбку. Папа держит ребенка на руках в вертикальном положении, чтобы малыш смотрел за плечо. Мама, ласково разговаривая с ребенком, приближает свое лицо к нему, стараясь попасть в поле его зрения. (Расстояние, с которого ребенок может увидеть лицо взрослого, 80-100 см, при более близком расстоянии малышу трудно охватить взглядом лицо.) Ребенок радостно рассматривает лицо взрослого, улыбается, агукает. Такое занятие можно проводить 2-3 раза в день.

Упражнения для развития сенсомоторной и речевой сфер ребенка

В 2-3 месяца стимулируйте ребенка фиксировать взгляд на движущихся и неподвижных предметах, побуждайте его к более длительному сосредоточению на предмете.

Возьмите в руку яркий шарик, когда ребенок поймает его взглядом, перемещайте шарик слева направо, вверх-вниз. При этом спрашивайте малыша: «Где же шарик? Посмотри, вот он где!»

В этот период широко используйте игрушки, издающие различные звуки. Перемещением звучащих игрушек привлекайте внимание малыша. Звените игрушкой слева, справа, сверху и снизу. Спрашивайте: «Где звенит? Динь-динь! А сейчас где?»

Дайте возможность ребенку совершать как можно больше ощупывающих движений руками. Одновременно ребенок должен видеть предмет, который он ощупывает. Для этого вложите в руку ребенка предмет и привлеките его зрительное внимание к этому предмету. Форма, величина, факрура таких предметов должна быть разнообразной, но удобной для захватывания.

  • Произносите звуки, которые слышали ранее от малыша: «абу», «агу», «бубу», «а-а-а», «о-о», «га-га» и т.п.
  • Поощряйте любое желание ребенка двигаться. Положите сбоку от ребенка мягкую, красивую игрушку, чтобы она привлекла его внимание, и помогайте тянущемуся к ней ребенку осторожно перевернуться со спины на живот.
  • Для обучения ползанию положите игрушку на таком расстоянии от ребенка, чтобы он не мог ее схватить. Помогите малышу приблизиться к ней, подставив ладонь к ступням ног, чтобы он смог упереться и оттолкнуться.
  • Играйте с ребенком в прятки. Накиньте платок себе на голову. Спросите: «А где мама? Куда мама спряталась? Найди маму.» Помогите ребенку, если у него не получится, откройтесь сами и похвалите обязательно. А теперь набросьте платок на ребенка, как будто он спрятался сам. «А где Анюточка? Нету Анютки. Куда же она убежала? — Снимите платок: — А-а-а, вот где Анютка!» Продолжайте играть с ребенком, пока это ему будет интересно, придумывая разные варианты этой игры.
  • Посадите ребенка к себе на колени и, листая книжку с красочными изображениями животных, показывайте и спрашивайте ребенка: «Вот это киска — мяу, мяу. Покажи, где киса? Это собачка — ав-ав. Покажи, где собачка?» и т.д. Предлагайте ребенку разные книжки, рассматривайте вместе картинки, разговаривайте с ним.
  • Со второго полугодия, давая ребенку различные игрушки, одновременно называйте их («Ляля», «би-би», «Миша»).
  • Старайтесь как можно чаще стимулировать предметную и игровую деятельность ребенка (постукивание предметом о предмет, выкладывание кубиков из коробки, бросание предмета, снятие колец с пирамидки, перекладывание из одной руки в другую и т.д.).
  • Формируйте начальное ситуационное понимание обращенной к ребенку речи и подчинение отдельным словесным инструкциям: «поцелуй маму», «дай ручку», «скажи: до свидания», «покажи, какой ты большой». Как, например, развить выполнение просьбы «дай ручку»? Протягиваете руку к ребенку и просите «дай ручку», одновременно берете руку ребенка и вкладываете ее в свою, ласково поглаживая ее, потряхиваете. Затем освобождаете руку ребенка, вновь протягиваете свою и просите «дай ручку», слегка направляя движение руки ребенка. И так несколько раз подряд, пока ребенок сам на данную инструкцию не будет протягивать руку.
  • Если вы видете, что малыш уже делает попытки встать на ноги, придерживаясь за кроватку, подержите яркую игрушку на таком расстоянии, чтобы он смог ее схватить только тогда, когда встанет.
  • Ваш ребенок уже свободно стоит, держась руками за опору. Стимулируйте его к ходьбе. Для этого маните его жестами, игрушками или предметами, которые его особенно привлекают.
  • Дайте ребенку разноцветные кубики (не более 6 штук). Покажите, как можно один кубик поставить на другой и построить башню. Помогайте ребенку, управляйте его руками и постепенно усложняйте игры, например, вы говорите: «Сначала дай мне красный кубик, нет, это желтый, а красный вот этот. Теперь зеленый. Где зеленый?» и т.д. Поиграйте с кубиками разной величины.
  • В процессе купания ребенка поиграйте с ним, например, в такую игру: «Давай, Юлечка, помоем кукле личико. Где у нее глазки? Где у нее носик? Покажи. Теперь давай помоем ей ручки. Где ручки у куклы? Покажи» и т.д.
  • Играйте с ребенком в «Теремок». Для этого нужно сделать домик из картона и 3-4 игрушки: петушка, зайчика, собачку, кошку. «Смотри, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? Ну-ка, выходите, кто там живет. Ку-ка-ре-ку! Кто это? Петушок — золотой гребешок. Вот, погладь его. Ну, иди обратно в домик, петушок. Кто, кто еще в теремочке живет? Кто это такой серенький? Это зайчик. Ускакал зайчик опять в свой домик. Кто же еще там живет? Ав-ав. Я собачка. Ав-ав. Какая хорошая собачка. Смотри, убежала, спряталась. А вот смотри, кто же там мяукает? Мяу-мяу. Кто это? Это киса. Погладь кису. Убежала киса. Все спрятались в домик. Давай позовем их. Помани их ручками. Вот все прибежали. Петушок, зайчик, собачка, киса». Когда ребенок запомнит названия всех животных, замените их на другие.

Упражнения для развития психомоторики


  • Для ребенка от 1,5 месяцев хорошим упражнением для развития психомоторики является. Массаж нужно делать обязательно теплыми руками, смазанными детским кремом. Легкими движениями поглаживания вы массируете ребенку руки от кисти к плечу, затем туловище, грудь от середины к бокам, живот, спинку от шеи к ягодицам. Далее, пальцами слегка пощипываете ягодицы, поглаживая ноги, начиная от стопы. Растираете стопы ребенка от пальцев к пятке и обратно. Хорошо делать такой массаж ежедневно, перед купанием малыша. Продолжительность упражнений 5-6 минут.
  • С четырех месяцев делайте с ребенком специальную гимнастику.

Народные игры и потешки для развития психоэмоциональной сферы ребенка первого года жизни

Под влиянием различных игр и потешек младенец учится получать бессознательное удовольствие от особой ритмичной интонации, отличающей потешку от обычной речи.

Пока ребенку нет полутора лет, содержание не имеет особого значения. Важно само действие. Такие маленькие дети больше ценят различные звуки, фразы и ритмические конструкции.

Потешки оказывают комплексное развивающее влияние на психоэмоциональную, речевую, интеллектуальную сферу маленького ребенка.

Приведем некоторые примеры.

  • «Идет коза рогатая». Наклоняетесь над ребенком, улыбаетесь, ловите его взгляд и приговариваете:
    Идет коза рогатая,
    Идет коза бодатая,
    Ножками топ-топ,
    Глазками хлоп-хлоп:
    «Кто каши не ест,
    Молока не пьет,
    Того забодаю, забодаю, забодаю». «Пободайте» ребенка пальцами, потормошите его. Играйте почаще в такую игру и вы увидете, что сначала ребенок будет улыбаться, прислушиваясь к вашему голосу, затем будет издавать радостные звуки и оживленно двигать руками и ногами. Такая ответная реакция свидетельствует о развитии положительных эмоций, зрительного и слухового восприятия.
  • «Ладушки-ладушки». Возьмите ребенка на руки и, хлопая его ладошками, приговаривайте:
    Ладушки-ладушки!
    Где были? — У бабушки.
    Что ели? — Кашку.
    Что пили? — Бражку.
    Кашку поели,
    Бражку попили —
    Шу-у-у. Полетели!
    На головку сели.

При последних словах поднимите ручки ребенка к голове. Играйте в эту игру при каждом удобном случае. Сначала вы все движения делаете за ребенка, а затем он сам сможет в ладоши и поднимать ручки к голове. Развиваются внимание, память, понятийное мышление, эмоции.

  • Игра «Сорока-белобока» хорошо развивает тонкую моторику пальцев рук, является отличным стимулом для речевого развития, дает малышу радостный телесный контакт с мамой. (Делайте это упражнение обязательно на правой и левой руке). Очень полезен массаж пальчиков.
  • Развивающие игрушки для детей до 3 лет

    Прежде чем завалить малыша развивалками, учтите, что избыток игрушек снижает Too many toys are bad for children, study suggests качество самой игры. Внимание ребёнка рассеивается, он не может ни на чём сконцентрироваться. Но когда выбор ограничен 3–4 вариантами, карапуз подходит к занятию более творчески и дольше играет.

    1. Пирамидка

    • Возраст: от 8 месяцев.

    Это одна из первых развивающих игрушек в жизни малыша. Снимая кольца с оси и нанизывая их обратно, ребёнок совершенствует мелкую моторику и усидчивость, учится соотносить размеры и знакомится с понятием «больше-меньше», изучает цвета, получает первые навыки счёта.

    8–9 месяцев, когда малыш уже уверенно сидит, — идеальный возраст для знакомства с первой, самой простой пирамидкой с крупными яркими деталями. Ползунок будет снимать кольца, ощупывать их и разбрасывать. Отличный вариант для деятельного карапуза — пирамидка из 4–5 текстурных деталей из безопасного пластика, которые можно использовать как грызунки.

    В год-полтора ребёнок переходит от ощупывания предметов к простейшим манипуляциям с ними. При помощи родителей он уже может научиться собирать пирамидку. В этом возрасте рекомендуются варианты игрушек с кольцами одного цвета.

    С полутора лет можно предлагать малышу высокие разноцветные башенки-конусы.

    В два года будут полезны пирамидки, обучающие азам счёта в пределах пяти.

    2,5–3 года — время собирать более сложные пирамидки, которые позволяют изучать оттенки и фигуры.

    Что купить

    • Пирамидка из дерева с 5 кольцами для детей от 1 года от DJECO, 1 949 рублей →
    • Пирамидка-сортер для детей 3 лет с AliExpress, 491 рубль →
    • Пирамидка из шести колец для детей 3 лет, «Улыбка», 210 рублей →
    • Мягкая пирамидка из трёх колец для детей от 1 года, «Мякиши», 439 рублей →
    • Пирамидка с цифрами для детей от 1 года, «Умка», 375 рублей →

    2. Кубики

    • Возраст: от 10 месяцев.

    Играться с кубиками ребёнок может с четырёх месяцев. Он будет вертеть их в руках, рассматривать и пробовать на зуб. Но тяга к строительству проявляется ближе к году. Сначала малыш складывает кубики в ряд, потом — один на другой. Экспериментируя с падающими башенками, маленький архитектор совершенствует координацию, внимание, логическое мышление.

    До года предлагайте малышу большие мягкие или пластиковые кубики с округлыми гранями.

    Карапузам старше года подойдут деревянные или пластиковые кубики поменьше, с яркими картинками и гранями разных цветов. Начинайте с наборов из шести кубиков и постепенно увеличивайте количество деталей.

    Что купить

    • Кубики из дерева с буквами для детей 3 лет, «Томик», 315 рублей →
    • Мягкие кубики с рисунками для детей от 1 года, «Мякиши», 239 рублей →
    • Кубики с рисунками для детей любого возраста, «Десятое королевство», 165 рублей →
    • Кубики с цифрами и рисунками для детей любого возраста с AliExpress, 409 рублей →
    • Цветные кубики из дерева, «Томик», 198 рублей →
    • Пластиковые кубики с округлыми гранями для детей от 2 лет с AliExpress, 772 рубля →

    3. Пальчиковый лабиринт

    Передвигая разноцветные деревянные бусины по спирали, карапуз развивает логическое мышление и мелкую моторику, осваивает пальчиковые захваты, учится концентрировать внимание. Кроме того, игрушка помогает изучать цвета. Взрослый может попросить малыша найти синюю бусину, передвинуть красную, показать жёлтую.

    Что купить

    • Лабиринт-каталка в виде машинки для детей 3 лет от Mapacha, 365 рублей →
    • Лабиринт-куб многофункциональный для детей от 1 года от Classic World, 2 995 рублей →
    • Лабиринт «Животные» для детей от 1 года от Melissa&Doug, 1 970 рублей →
    • Классический лабиринт для детей от 1 года с AliExpress, 377 рублей →
    • Лабиринт «Пальма» для детей от 1 года с AliExpress, 276 рублей →

    4. Сортер

    • Возраст: от года

    Сортер может быть любой формы: куба, домика, машинки, пирамидки, цилиндра. Главное, что в нём есть отверстия, к которым юный умник должен подобрать соответствующие по форме и размеру детали.

    Игры с сортировщиком улучшают память, тренируют моторику, глазомер и логическое мышление, учат непоседу быть внимательным и самостоятельно решать проблемы. И, конечно, способствуют изучению фигур.

    Чем старше ребёнок, тем сложнее и мельче должны быть детали. К трём годам это может быть сортер с фигурками в форме букв или цифр.

    Что купить

    • Сортер из 13 деталей для детей от 1 года, «Томик», 595 рублей →
    • Сортер-паровозик для детей от 1 года от My Angel, 855 рублей →
    • Сортер-ведёрко для детей от 1 года, «Стеллар», 195 рублей →
    • Сортер-домик для детей от 1 года, «Полесье», 596 рублей →
    • Сортер-куб для детей от 1 года от Red Box, 1 655 рублей →
    • Сортер-автобус для детей от 1 года с AliExpress, 955 рублей →

    5. Доска Сегена

    • Возраст: от года

    Рамка-вкладыш, разработанная в XIX веке психологом Эдуардом Сегеном, — это деревянная доска с углублениями, в которые ребёнок вставляет подходящие по форме и размеру элементы. Современные варианты развивалки отличаются по сложности, количеству и размеру вкладок, а также по тематике.

    С помощью досок Сегена можно изучать предметы, цвета, геометрические фигуры, цифры, понятия. И попутно развивать мелкую моторику, моторно-зрительную координацию, логическое и пространственное мышление и тренироваться в понятии «больше-меньше».

    Начинать нужно с самых простых досок с минимальным количеством деталей на одну тему: животные, предметы, сказочные персонажи, овощи-фрукты.

    Что купить

    • Рамка-вкладыш из дерева для детей 3 лет, «Томик», 162 рубля →
    • Рамка-вкладыш с цифрами для детей 3 лет от Bradex, 737 рублей →
    • Рамка-вкладыш «Техника» для детей 3 лет от Woodland, 213 рублей →
    • Рамка-вкладыш «Геометрия» для детей от 1 года, «Нескучные игры», 165 рублей →
    • Рамка-вкладыш «Кто что ест?» для детей 3 лет от Woody, 758 рублей →
    • Рамка-вкладыш с цифрами, фруктами и пирамидкой для детей 3 лет с AliExpress, 1 199 рублей →

    6. Пазлы

    Это отличные тренажёры памяти, концентрации, логического мышления, мелкой моторики и способности принимать решения. Чем младше ребёнок, тем крупнее должны быть элементы пазла и проще способ их соединения.

    В полтора-два года рекомендуется собирать крупные пазлы из двух-трёх элементов, которые нужно просто приложить друг к другу, как детали разрезной картинки.

    После двух лет малыш уже способен разобраться с классическими пазлами с блокировкой, а количество элементов можно постепенно увеличить (до шести к трём годам).

    Что купить

    • Пазл «Божья коровка» для детей 3 лет, «Томик», 191 рубль →
    • Набор из восьми пазлов для детей старше 1 года от LISCIANI, 399 рублей →
    • Набор пазлов «Животные» для детей 3 лет от Dodo, 243 рубля →
    • Пазл-алфавит для детей 3 лет от Dodo, 419 рублей →
    • Набор пазлов «Транспорт» для детей 3 лет от Dodo, 243 рубля →
    • Деревянные пазлы для детей любого возраста с AliExpress, от 56 рублей →

    7. Матрёшка

    Эта народная игрушка — настоящая находка для пытливого детского ума. Она развивает много всего и сразу: представление о размерах, логическое мышление, мелкую моторику и память. Матрёшка учит выполнять прямые и обратные действия (разобрать-собрать) в определённой последовательности.

    А ещё с ней можно играть в первые ролевые игры. Например, большая кукла может быть мамой, маленькая — дочкой. Такие забавы подстёгивают воображение, улучшают коммуникативные навыки, побуждают решать проблемы и искать выход из конфликтных ситуаций.

    Полуторагодовалому ребёнку подойдёт набор из двух-трёх разъёмных матрёшек. С двух лет малыш уже может учиться собирать матрёшку из 4–5 кукол, а ближе к трём — из шести.

    Что купить

    • Матрёшка 7 в 1 для детей от 1,5 лет от RN Toys, 1 302 рубля →
    • Матрёшка 4 в 1 для детей от 1,5 лет от RN Toys, 504 рубля →
    • Матрёшка под роспись 5 в 1 для детей от 3 лет от RN Toys, 538 рублей →
    • Матрёшка 3 в 1 для детей 3 лет от RN Toys, 519 рублей →
    • Матрёшка «Курица-наседка» для детей 3 лет от RN Toys, 1 276 рублей →

    8. Шнуровка

    Бурное развитие технологий привело к тому, что современные дети отстают The Impact of Technology on the Developing Child в сенсомоторном развитии от своих родителей, и уж тем более — от бабушек и дедушек. Ведь последние совершали гораздо больше манипуляций руками. Между тем от мелкой моторики зависит не только способность освоить письмо. Чем лучше ребёнок владеет кистью и пальчиками, тем проще ему даётся речь и тем эффективнее работает его мозг в целом.

    Исправить ситуацию можно с помощью игр-шнуровок. Интерес к протягиванию верёвочки через дырку малыш проявляет примерно с полутора лет. Естественно, сначала ребёнку понадобится помощь родителей, но уже скоро он проявит чудеса расторопности.

    Что купить

    • Шнуровка из дерева «Ёжик» для детей 3 лет, «Десятое королевство», 250 рублей →
    • Шнуровка-пуговицы для детей 3 лет от RN Toys, 797 рублей →
    • Шнуровка-россыпь «Фигуры» для детей от 1 года от El Basco Toys, 205 рублей →
    • Шнуровка «Сладости» для детей 3 лет от Mapacha, 303 рубля →
    • Шнуровальный планшет для детей 3 лет, «Десятое королевство», 179 рублей →
    • Шнуровка в виде ботинка для детей от 2 лет с AliExpress, 130 рублей →

    9. Бизиборд

    Развивающая доска Марии Монтессори улучшает мелкую моторику, воспитывает усидчивость и внимательность, а также подстёгивает фантазию.

    Бизиборд легко сделать самим: возьмите деревянную доску и прикрепите к ней как можно больше предметов, которые и будет изучать малыш. Это большие пуговицы, шнурки, деревянные и пластиковые игрушки, замки, выключатели, колёсики от старых чемоданов. Главное, чтобы среди этих артефактов не было ничего колющего или режущего.

    Что купить

    • Бизиборд из дерева и текстиля для детей 3 лет, «Крона», 899 рублей →
    • Бизиборд «Учим цифры и цвета» для детей от 1 года от Alatoys, 1 559 рублей →
    • Бизиборд для мальчиков 3 лет, «Нескучные игры», 2 799 рублей →
    • Бизиборд «Я сам» для детей 3 лет, «Краснокамская игрушка», 3 595 рублей →
    • Бизиборд для девочек 3 лет, «Нескучные игры», 2 799 рублей →

    Настольная игра Земляничные тропинки

    Что в наборе?
    Стиль жизни предлагает малышам научиться основам математики в игре с ягодами и медвежатами. Собирать спелые землянички и делиться ими с другими — кто откажется от такого интересного занятия? В каждом игровом наборе есть картонное лукошко, деревянные ягодки-бусинки, шнурочки для нанизывания, карточки с веселыми медвежатами.

    Как играть?
    Игра рассчитана на несколько участников (от 2 до 4). В центр стола ставится лукошко с ягодами, каждый игрок получает набор карточек и шнурочек. Карточки выкладываются «дорожкой» и открываются по одной. На карточках зверята находят несколько ягод, столько же игроку нужно нанизывать на свой шнурок. Если медвежата на картинке отдают ягоды, делятся ими, то игрок тоже снимает указанное количество ягод и выкладывает их на «пирог». В конце игры подводится итог, каждый считает свои оставшиеся ягодки и все вместе подсчитывают землянички для пирога.

    В чем польза?
    Игра помогает детям 3-4 лет освоить порядковый счет в пределах первого десятка, потренироваться в вычитании и сложении. Нанизывание ягод способствует тренировке мелкой моторики. Правила игры помогают ребенку стать внимательнее.

    Дополнительные возможности
    Карточки с медвежатами все немного отличаются друг от друга. С ними можно организовать игру на внимание «Что изменилось?». Запомнить одну картинку, затем перевернуть ее и открыть вторую. Ребенок учится сравнивать и описывать изображения, это полезно для развития внимания, памяти и речи.

    Комната, в которой находится новорожденный, должна быть светлой, стены желательно оклеить в яркие цветастые обои. Поскольку ребенок смотрит в основном на потолок, он тоже может быть цветным.

    Над кроваткой подвешивают яркие крупные игрушки (на расстоянии не ниже 40-50 см от глаз ребенка). Это могут быть, например, разноцветные надувные шары, которые легко приводятся в движение.

    После двух-трех месяцев необходимо периодически сменять игрушки, но их не должно быть одновременно более трех-четырех.

    С трех-пяти месяцев дети начинают обращать внимание на форму и цвет предметов, поэтому подвешивайте разнообразные игрушки не только по цвету, но и по форме. И в этом возрасте подвешивать игрушки следует на расстоянии вытянутых рук, чтобы ребенок мог легко схватить и ощупать их.

    Когда ребенок начинает ползать и ходить, родители пытаются избавлять ребенка от любой опасности, убрав все с его пути.

    Таким образом, они практически создают вакуум вокруг своего ребенка. В то время как ребенку необходимо постоянно расширять и обогащать свои тактильные ощущения. Поэтому нужно предлагать ему предметы жесткие и мягкие, грубые и нежные, тупые и острые, тяжелые и легкие. Ребенку интересно все, что его окружает. Он трогает и ощупывает прежметы, а иногда опрокидывает или рвет их на части, и это свидетельство его растущей любознательности и творческого потенциала.

    Конечно, нужно убрать предметы, которые ребенок может схватить и пораниться ими: все бьющееся, все хрупкое и ценное, все, что ребенок может взять в рот (пуговицы, таблетки, скрепки и т.п.).

    Упражнения для развития способности ребенка удерживать голову

    В двигательном развитии ребенка первого года жизни важнейшее значение имеет своевременное формирование способности удерживать голову. Если ребенок к двум-трем месяцам не удерживает голову, то формируется целая цепочка неблагоприятных факторов: нарушается развитие зрительного восприятия и вестибулярного аппарата, не вырабатывается способность к распределению тонуса мышц, обеспечивающих акт сидения. В итоге искажается вся схема двигательного развития, которое теснейшим образом связано с интеллектуальным развитием.

    Поэтому предлагаются упражнения, специально направленные на развитие этой способности ребенка.

    1. Ребенок в положении лежа на животе. Положите руку на подбородок ребенка, а другой рукой прикасайтесь к стопам ног. В ответ ребенок начинает отталкиваться ногами и продвигаться вперед.
    2. Ребенок в положении лежа на животе. Одну руку положите ему под подбородок, а другую — под живот и слегка подтягивайте ребенка вперед. Ребенок будет производить ползающие движения.
    3. Поместите ребенка в вертикальное положение. Удерживайте его за бедра на весу в положении сидя, балансируя, чтобы не нарушить равновесия. Ребенок будет стараться удерживать в вертикальном положении голову и туловище.
    4. Положение ребенка лежа на спине. Возьмите ребенка за кисти рук и слегка потяните на себя. Он будет стараться подтянуться вперед за руками.
    5. Обхватите руками живот ребенка и удерживайте его на весу лицом вниз. Ребенок будет поднимать голову.
    6. Вы так же удерживаете ребенка на весу, но в наклонно-боковом положении, обхватывая то правый, то левый бок. Он будет поднимать голову и выпрямлять ноги.
    7. Поставьте ребенка на опору в вертикальное положение. В ответ он будет выпрямлять ноги, туловище, поднимать голову. Если же вы слегка потянете его вперед, то он сделает шаговое движение. Каждое из этих упражнений повторяйте в течение 3-4 минут, терпеливо ждите ответной реакции, не пытайтесь помогать ребенку выполнять необходимые движения.

    Упражнения для развития сенсомоторной сферы ребенка первого года жизни

    Развитие сенсомоторной сферы на первом году жизни ребенка — основное условие развития восприятия окружающего мира.

    Основная задача сенсомоторного развития — помочь ребенку повысить двигательную активность, накопить представления о цвете, форме, величине предметов и т.д.

    Заниматься с ребенком можно только тогда, когда он находится в спокойном состоянии, когда он сыт и его ничто не беспокоит.

    Упражнение на зрительное и слуховое восприятие (для ребенка старше 7-10 дней)

    Яркую игрушку (шарик, погремушку, кольцо) поместите на вытянутой руке в поле зрения ребенка на расстоянии 60-70 см над его лицом и подождите, когда взгляд малыша задержится на игрушке. После этого начинайте покачивать ею то вправо, то влево с амплитудой 5-7 см и частотой колебаний примерно два раза в секунду. В дальнейшем перемещайте игрушку в разных направлениях (вправо, влево, вверх, вниз), приближая к малышу на расстояние 20-30 см и удаляя на расстояние вытянутой руки примерно на 1,5м от ребенка. Занятие продолжается 1-2 минуты, повторяясь два раза подряд, проводится 1-2 раза в день. Так же проводится занятие с игрушкой, издающей негромкий, мягкий звук.

    Упражнение на развитие слуховой активности (для ребенка от 25 дней и старше)

    Для этого упражнения необходим небольшой колокольчик высотой 5-7 см. Ребенок лежит на спине. Вы держите колокольчик на вытянутой руке (ребенок не должен вас видеть) и негромко позваниваете. Делаете 2-3 колебательных движения и даете звуку затихнуть. Ребенок прислушивается к звуку. Позвоните в колокольчик еще раз. Прежде чем звонить, дайте звуку угаснуть. Держите колокольчик над грудью ребенка на расстоянии 60-70 см. Затем привяжите колокольчик к леске и перемещайте его вправо, заглушив звук. Переместив колокольчик на расстояние 80-100 см от центра, слегка позванивайте им, вызывая у ребенка поисковые движения глаз, поворотголовы в разные стороны. Таким же образом перемещайте колокольчик влево. Занятия проводятся 2-3 раза в день в течение 3-4 дней. Затем лучше сделать перерыв на неделю, и в дальнейшем можно проводить занятие на протяжении второго и третьего месяцев жизни 1-2 раза в неделю.

    Упражнения для развития слуховой и двигательной активности ребенка (для ребенка старше одного месяца)

    Подвешиваете на расстоянии 60-70 см погремушку-гирлянду. К ней прикрепляете с помощью лент еще одну погремушку-гирлянду на расстоянии 7-10 см от лежащего на спине ребенка. Привлекаете внимание ребенка к игрушкам, слегка покачивая их. Поймав взглядом погремушки, ребенок широко раскрывает глаза, затихает на несколоко секунд, а затем радостно вскидывает руки вверх, случайно задевая низко подвешенную погремушку. Верхняя погремушка начинает покачиваться, и малыш снова замирает, рассматривая ее. Затем наступает новый всплеск двигательной активности, и малыш снова наталкивается руками на нижнюю погремушку, приводя в движение верхнюю. Такой игрой ребенок может заниматься 5 минут. Через 2-3 дня поменяйте погремушки местами. Занимайтесь этим упражнением в течение одной-двух недель.

    Упражнения для развития зрительного сосредоточения (для ребенка от одного месяца и старше)

    Как можно чаще ласково разговаривайте с ребенком, всячески стараясь привлечь его внимание к себе, вызвать ответную улыбку. Папа держит ребенка на руках в вертикальном положении, чтобы малыш смотрел за плечо. Мама, ласково разговаривая с ребенком, приближает свое лицо к нему, стараясь попасть в поле его зрения. (Расстояние, с которого ребенок может увидеть лицо взрослого, 80-100 см, при более близком расстоянии малышу трудно охватить взглядом лицо.) Ребенок радостно рассматривает лицо взрослого, улыбается, агукает. Такое занятие можно проводить 2-3 раза в день.

    Упражнения для развития сенсомоторной и речевой сфер ребенка

    В 2-3 месяца стимулируйте ребенка фиксировать взгляд на движущихся и неподвижных предметах, побуждайте его к более длительному сосредоточению на предмете.

    Возьмите в руку яркий шарик, когда ребенок поймает его взглядом, перемещайте шарик слева направо, вверх-вниз. При этом спрашивайте малыша: «Где же шарик? Посмотри, вот он где!»

    В этот период широко используйте игрушки, издающие различные звуки. Перемещением звучащих игрушек привлекайте внимание малыша. Звените игрушкой слева, справа, сверху и снизу. Спрашивайте: «Где звенит? Динь-динь! А сейчас где?»

    Дайте возможность ребенку совершать как можно больше ощупывающих движений руками. Одновременно ребенок должен видеть предмет, который он ощупывает. Для этого вложите в руку ребенка предмет и привлеките его зрительное внимание к этому предмету. Форма, величина, факрура таких предметов должна быть разнообразной, но удобной для захватывания.

    • Произносите звуки, которые слышали ранее от малыша: «абу», «агу», «бубу», «а-а-а», «о-о», «га-га» и т.п.
    • Поощряйте любое желание ребенка двигаться. Положите сбоку от ребенка мягкую, красивую игрушку, чтобы она привлекла его внимание, и помогайте тянущемуся к ней ребенку осторожно перевернуться со спины на живот.
    • Для обучения ползанию положите игрушку на таком расстоянии от ребенка, чтобы он не мог ее схватить. Помогите малышу приблизиться к ней, подставив ладонь к ступням ног, чтобы он смог упереться и оттолкнуться.
    • Играйте с ребенком в прятки. Накиньте платок себе на голову. Спросите: «А где мама? Куда мама спряталась? Найди маму.» Помогите ребенку, если у него не получится, откройтесь сами и похвалите обязательно. А теперь набросьте платок на ребенка, как будто он спрятался сам. «А где Анюточка? Нету Анютки. Куда же она убежала? — Снимите платок: — А-а-а, вот где Анютка!» Продолжайте играть с ребенком, пока это ему будет интересно, придумывая разные варианты этой игры.
    • Посадите ребенка к себе на колени и, листая книжку с красочными изображениями животных, показывайте и спрашивайте ребенка: «Вот это киска — мяу, мяу. Покажи, где киса? Это собачка — ав-ав. Покажи, где собачка?» и т.д. Предлагайте ребенку разные книжки, рассматривайте вместе картинки, разговаривайте с ним.
    • Со второго полугодия, давая ребенку различные игрушки, одновременно называйте их («Ляля», «би-би», «Миша»).
    • Старайтесь как можно чаще стимулировать предметную и игровую деятельность ребенка (постукивание предметом о предмет, выкладывание кубиков из коробки, бросание предмета, снятие колец с пирамидки, перекладывание из одной руки в другую и т.д.).
    • Формируйте начальное ситуационное понимание обращенной к ребенку речи и подчинение отдельным словесным инструкциям: «поцелуй маму», «дай ручку», «скажи: до свидания», «покажи, какой ты большой». Как, например, развить выполнение просьбы «дай ручку»? Протягиваете руку к ребенку и просите «дай ручку», одновременно берете руку ребенка и вкладываете ее в свою, ласково поглаживая ее, потряхиваете. Затем освобождаете руку ребенка, вновь протягиваете свою и просите «дай ручку», слегка направляя движение руки ребенка. И так несколько раз подряд, пока ребенок сам на данную инструкцию не будет протягивать руку.
    • Если вы видете, что малыш уже делает попытки встать на ноги, придерживаясь за кроватку, подержите яркую игрушку на таком расстоянии, чтобы он смог ее схватить только тогда, когда встанет.
    • Ваш ребенок уже свободно стоит, держась руками за опору. Стимулируйте его к ходьбе. Для этого маните его жестами, игрушками или предметами, которые его особенно привлекают.
    • Дайте ребенку разноцветные кубики (не более 6 штук). Покажите, как можно один кубик поставить на другой и построить башню. Помогайте ребенку, управляйте его руками и постепенно усложняйте игры, например, вы говорите: «Сначала дай мне красный кубик, нет, это желтый, а красный вот этот. Теперь зеленый. Где зеленый?» и т.д. Поиграйте с кубиками разной величины.
    • В процессе купания ребенка поиграйте с ним, например, в такую игру: «Давай, Юлечка, помоем кукле личико. Где у нее глазки? Где у нее носик? Покажи. Теперь давай помоем ей ручки. Где ручки у куклы? Покажи» и т.д.
    • Играйте с ребенком в «Теремок». Для этого нужно сделать домик из картона и 3-4 игрушки: петушка, зайчика, собачку, кошку. «Смотри, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? Ну-ка, выходите, кто там живет. Ку-ка-ре-ку! Кто это? Петушок — золотой гребешок. Вот, погладь его. Ну, иди обратно в домик, петушок. Кто, кто еще в теремочке живет? Кто это такой серенький? Это зайчик. Ускакал зайчик опять в свой домик. Кто же еще там живет? Ав-ав. Я собачка. Ав-ав. Какая хорошая собачка. Смотри, убежала, спряталась. А вот смотри, кто же там мяукает? Мяу-мяу. Кто это? Это киса. Погладь кису. Убежала киса. Все спрятались в домик. Давай позовем их. Помани их ручками. Вот все прибежали. Петушок, зайчик, собачка, киса». Когда ребенок запомнит названия всех животных, замените их на другие.

    Упражнения для развития психомоторики


    • Для ребенка от 1,5 месяцев хорошим упражнением для развития психомоторики является. Массаж нужно делать обязательно теплыми руками, смазанными детским кремом. Легкими движениями поглаживания вы массируете ребенку руки от кисти к плечу, затем туловище, грудь от середины к бокам, живот, спинку от шеи к ягодицам. Далее, пальцами слегка пощипываете ягодицы, поглаживая ноги, начиная от стопы. Растираете стопы ребенка от пальцев к пятке и обратно. Хорошо делать такой массаж ежедневно, перед купанием малыша. Продолжительность упражнений 5-6 минут.
    • С четырех месяцев делайте с ребенком специальную гимнастику.

    Народные игры и потешки для развития психоэмоциональной сферы ребенка первого года жизни

    Под влиянием различных игр и потешек младенец учится получать бессознательное удовольствие от особой ритмичной интонации, отличающей потешку от обычной речи.

    Пока ребенку нет полутора лет, содержание не имеет особого значения. Важно само действие. Такие маленькие дети больше ценят различные звуки, фразы и ритмические конструкции.

    Потешки оказывают комплексное развивающее влияние на психоэмоциональную, речевую, интеллектуальную сферу маленького ребенка.

    Приведем некоторые примеры.

    • «Идет коза рогатая». Наклоняетесь над ребенком, улыбаетесь, ловите его взгляд и приговариваете:
      Идет коза рогатая,
      Идет коза бодатая,
      Ножками топ-топ,
      Глазками хлоп-хлоп:
      «Кто каши не ест,
      Молока не пьет,
      Того забодаю, забодаю, забодаю». «Пободайте» ребенка пальцами, потормошите его. Играйте почаще в такую игру и вы увидете, что сначала ребенок будет улыбаться, прислушиваясь к вашему голосу, затем будет издавать радостные звуки и оживленно двигать руками и ногами. Такая ответная реакция свидетельствует о развитии положительных эмоций, зрительного и слухового восприятия.
    • «Ладушки-ладушки». Возьмите ребенка на руки и, хлопая его ладошками, приговаривайте:
      Ладушки-ладушки!
      Где были? — У бабушки.
      Что ели? — Кашку.
      Что пили? — Бражку.
      Кашку поели,
      Бражку попили —
      Шу-у-у. Полетели!
      На головку сели.

    При последних словах поднимите ручки ребенка к голове. Играйте в эту игру при каждом удобном случае. Сначала вы все движения делаете за ребенка, а затем он сам сможет в ладоши и поднимать ручки к голове. Развиваются внимание, память, понятийное мышление, эмоции.

  • Игра «Сорока-белобока» хорошо развивает тонкую моторику пальцев рук, является отличным стимулом для речевого развития, дает малышу радостный телесный контакт с мамой. (Делайте это упражнение обязательно на правой и левой руке). Очень полезен массаж пальчиков.
  • Играем с самыми маленькими: 6 рекомендаций психолога

    Как разнообразить свое общение с малышом так, чтобы оно было ему полезно, а вам не доставляло массу дополнительных хлопот?

    Мы подобрали шесть простых, но эффективных, игр, которые легко совмещать с повседневными обязанностями молодых родителей.

    1. Передвигайте предметы

    Цель игры заключается в развитии у малыша фокусировку на одном предмете.

    Передвигайте в поле зрения ребенка какой-нибудь предмет, чтобы он мог отследить его взглядом. При этом полезно, чтобы у ребенка был опыт наблюдения и отслеживания из разных позиций: положите его на спину, на живот, удерживайте в вертикальном состоянии в руках.

    Двигайте предметы симметрично в разные стороны, чтобы у малыша не развилась кривошея.

    2. Играйте интонациями

    Цель игры – развить слуховое восприятие.

    Займите малыша голосовой игрой, когда взрослый перемещается по комнате и эмоционально рассказывает о том, чем он сейчас занимается. Возможно, выходит из поля зрения младенца, но в пределах того пространства, в котором ребенок может услышать взрослого.

    Родителям важно не только рассказывать или напевать что-то малышу, но и повторять за ним его первые звуки, чтобы малыш больше вовлекался в общение.

    3. Комментируйте свои действия

    Цель игры – в развитии простейших навыков коммуникации.

    Сопровождайте большинство своих действий с ребенком комментариями. Меняете ли вы подгузник или купаете малыша – не бойтесь выглядеть глупо, описывая свои самые простые действия. Подумайте, что бы ребенок мог вам ответить?

    Старайтесь комментировать действия, но не давать им оценок.

    4. Играйте в игрушки над детской кроваткой

    Цель игры заключается в развитии моторики и хватательных реакций.

    Мобиль с игрушками над кроваткой или манежем есть практически у каждого малыша. Ребенка в этом возрасте необходимо обучать играть с ними. Перемещая игрушки перед ребенком, время от времени издавайте ими звуки, приближайте и удаляйте.

    По мере развития малыша перевешивайте игрушки выше или дальше, чтобы он мог целенаправленно тянуться к ним.

    Игрушки не должны издавать слишком резких и сильных звуков. Это может напугать маленького исследователя.

    5. Стройте гримасы и показывайте лица людей

    Цель игры заключается в развитии эмоциональных реакций.

    Дети в возрасте двух-трех месяцев уделяют массу внимания выражению человеческих лиц: малышу очень понравятся разные гримасы, которые «строят» знакомые ему персонажи. Наклоняйтесь над малышом, чтобы он мог изучить и рассмотреть ваши лица.

    Трехмесячному крохе будет интересно посмотреть вместе с вами семейные фотоальбомы: возможно, вы хотите познакомить малыша с далеко живущими родственниками?

    Ребенок гораздо лучше запомнит человека на фотографии, если тот будет улыбаться.

    6. Украсьте комнату яркими вещами

    Цель игры – в развитии фокусировки на разных предметах.

    Постарайтесь разнообразить интерьер комнаты, где живет ребенок, а не только ближайшее окружение – кроватку или манеж. Совсем не обязательно, чтобы это были игрушки. Подойдут и другие яркие объекты.

    В моменты бодрствования малыш заинтересуется тем или иным предметом, и у вас появится новая история взамен еще одного рассказа про бабочек и птичек над кроваткой.

    Обратите внимание на безопасность предметов интерьера в вашем доме.

    Что для вас значат идеальные отношения с ребенком?

    Ирина Григорьева
    Психолог, психотерапевт. Магистр психологии.
    Стаж работ психологом более 5 лет.
    Основная специализация: экстремальный психолог, педагог-психолог, коррекционный психолог.
    Сертифицированный специалист в области экстремальной психологии, арт-терапии, рилив-терапии, тренинговой работы.
    Консультант Психологических центров «Искусство гармонии»
    Эксперт портала «Я-родитель»

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:

    Adblock
    detector