0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Аккумуляторы и батареи

Основной причиной старения аккумулятора считают образование нерастворимой корки сульфата свинца на зарядных пластинах. Отложения уменьшают концентрацию ионов в электролите, увеличивают внутреннее сопротивление приему заряда. Когда говорят «аккумулятор сел» виновником является отложение сернокислого свинца в банках. Удалить налет — провести десульфатацию батареи, восстановить работоспособность.

Причины и признаки сульфатации

Принцип работы АКБ основан на взаимодействии свинца и оксида свинца, из которых изготовлены пластины с электролитом (раствор дистиллированной воды и серной кислоты). Побочным явлением при этом является сульфатация — образование сульфата свинца, оседающего тонкой пленкой на пластинах, под воздействием кислоты. Как правило, это мельчайшие кристаллы, растворяющиеся в растворе при последующей зарядке. Покрывая рабочую поверхность, они, обладая плохой токопроводимостью, ухудшают работу батареи.

Причинами сульфатации аккумулятора могут стать длительный простой автомобиля, хранение батареи в разряженном состоянии, периодическая глубокая разрядка, редкая зарядка при помощи сетевого ЗУ, низкий уровень и несоответствующая плотность электролита в банках.

О возможной сульфатации можно говорить при наличии сразу нескольких факторов:

  • аккумулятор быстро заряжается (разряжается);
  • в ходе зарядки происходит закипание электролита в банках АКБ;
  • показатель плотности электролита занижается;
  • уменьшение емкости аккумулятора;
  • при полной зарядке все равно не производится запуск двигателя.

Но это еще не приговор для АКБ. Дать ей вторую жизнь можно, проведя десульфатацию.

Доступные способы восстановления аккумулятора автомобиля

Итак, кроме десульфатации пластин аккумулятора при помощи ЗУ, есть и другие решения. Сразу отметим, такие способы нельзя считать лучшим вариантом, однако в некоторых ситуациях ими вполне можно воспользоваться.

Например, если механическая очистка пластин от сульфата свинца потребует разбора АКБ, извлечения пластин и их очистки, то химическая чистка исключает необходимость разбирать батарею. Для такой чистки достаточно открыть крышки на банках, залить раствор – очиститель и выждать, пока он смоет соль на пластинах.

Что касается рядовых автолюбителей, на практике комплексно обслуживать аккумулятор будут далеко не все. В данном случае намного проще приобрести зарядное устройство для аккумулятора с режимом десульфатации или отдельное устройство для десульфатации пластин АКБ. С учетом того, что второй вариант подойдет далеко не всем, ниже рассмотрим способ десульфатации обычным ЗУ.

Способы десульфатации пластин

Если при диагностике установлено, что причина поломки — в сульфатации, можно начинать восстановление. Способов несколько.

Механическая очистка

Это наименее эффективный способ, к плюсам которого относят безопасность. К этому методу прибегают, если не останется иного выхода. Способ непростой, требует определенных навыков. Аккумуляторную батарею разрезаем, извлекаем из неё пластины. Затем пакетники пластин разбираем, чтобы счистить образовавшийся на них налет.

После этого к батарее возвращается работоспособность. АКБ собираем вновь, заливаем в нее электролит и заряжаем. Эти работы лучше проводить в резиновых перчатках и защитных очках.

Для EFB АКБ этот способ применить не получится, так как электродные группы в них запаяны в сепаратор, предотвращающий осыпание пластин. Конструкция подразумевает наличие разницы плотности электролита в сепараторе и банке — это делает механическую десульфатацию аккумулятора невозможной. Кстати, неаккуратность может привести к полной поломке батареи.

Химические присадки

В электролит вводятся химические присадки. Они разрушают сульфат кальция. Присадки должны замедлять процесс образования налета на электродах. Есть много присадок, но самым большим спросом у водителей пользуется «Трилон-Б». Этот раствор по-разному действует на различные виды АКБ и не всегда даёт результат.

Читать еще:  Стяжка напольного покрытия

Производители некоторых АКБ наносят на пластины специальную пасту, которая должна увеличить срок службы агрегата. В такие батареи присадки лучше не добавлять, так как их химический состав постепенно разрушит защитный слой.

Электрохимический способ

Применяют устройство, проводящее через электролит ток с завышенными показателями. Это приводит к постепенной нейтрализации кальциевых солей. Растворяясь, они повышают плотность электролита, доводя показатели АКБ до нормы.

Зарядным устройством

Десульфатация АКБ может быть выполнена зарядником, который продается в любом специализированном магазине. Зарядное устройство очищает пластины от кальция. Это современный и самый эффективный способ. Десульфатор дорогой, поэтому использовать его не всегда целесообразно, однако процедура проверки пластин с ним серьезно упрощается. Все просто: берем АКБ, к ней подключаем зарядную станцию и запускаем процесс десульфатации, который продлится несколько дней.

Схема работы станции проста: батарея получает необходимое напряжение для заряда, потом разряжается. По завершении работ зарядная станция показывает, на сколько емкость АКБ была восстановлена.
Такой процесс десульфатации требует постоянного контроля. Важно обеспечить такие условия:

  1. Процедуру производить в проветриваемом помещении.
  2. При подключении батареи к заряднику сила выставляемого тока — 0,8-1 А, напряжение — 13,9-14,3 В.
  3. АКБ отключается от зарядника и выдерживается в течение 24 часов. Затем процедура повторяется.
  4. После повторения процедуры параметры батареи меняются. Электролит получает плотность 1,12 г/куб. см, напряжение доходит до 12,8 В. Это говорит о запуске процесса десульфатации.
  5. Батарея разряжается до 9 вольт. Процесс разрядки нужно контролировать, так как остаточное напряжение не должно упасть ниже отметки 9 В.

Потом эти действия повторяют вновь, что в результате приводит к повышению плотности электролита до 1,16 г/куб. см. Длиться работы могут до 14 дней. Аккумулятор при этом восстанавливает свою работоспособность на 80%.

Десульфатизация — обратный сульфатации процесс, при котором повышаются плотность электролита и напряжение на клеммах батареи. Эту процедуру можно проводить и самостоятельно, но все же привлечь специалиста рекомендуется. Автолюбителю важно помнить и о том, что необслуживаемый аккумулятор долго работать не будет.

Заводские устройства для десульфатации АКБ

На рынке представлены следующие зарядные устройства с функцией десульфатации:

  1. Оборудование российского производства Кедр Авто 10, оснащенное защитой от ошибочного подключения. Устройство поддерживает стартовый режим зарядки током силой до 10 А, который затем автоматически снижается.
  2. Блок Auto Welle AW05-1208 (выпускается на территории Китая), оборудованный 9-ступенчатым автоматическим регулятором тока. Устройство обеспечивает зарядку и десульфатацию аккумуляторов емкостью до 160 А*ч. В конструкции предусмотрен монохромный жидкокристаллический экран, на котором отображаются рабочие параметры.
  3. Battery Service Universal PL-C004P поддерживает зарядку аккумуляторов напряжением 6 и 12 В. Предусмотрен режим зарядки источников постоянного тока гелевого типа.
  4. Устройство Hyundai HY 400, поддерживающее зарядку аккумуляторов гелевого типа и источников тока AGM. В конструкции блока установлена защита от ошибочного подсоединения, перегрева и коротких замыканий. Микропроцессор проводит тестирование подключенного аккумулятора и автоматически устанавливает напряжение зарядки.
  5. Оборудование Optimate 7 TM250 может применяться как временный источник питания при снятии аккумулятора (для сохранения настроек электронных блоков). После установки источника питания проводится анализ состояния, результат отображается на цветном экране. Корпус блока не пропускает влагу, что позволяет использовать оборудование под открытым небом.
  6. Компактный прибор Deca STAR SM 150 оснащается набором контрольных диодов, отображающих состояние зарядки аккумулятора. Предусмотрена защита от падения напряжения во внешней сети переменного тока.
  7. Блок Т-1012АР, позволяющий запустить силовой агрегат легкового автомобиля или мотоцикла. Оборудование отличается применением металлического защитного корпуса, предусмотрена вентиляция трансформатора. Режим десульфатации включается тумблером.
Читать еще:  Подарки на день святого валентина 14 февралая

Десульфатация аккумулятора зарядным устройством

Можно обойтись более дешевым способом десульфатизации обычным зарядным устройством. Но непременным условием является возможность регулировать ток и напряжение. Если осадок пока занимает меньше половины пластин, применяется следующая схема десульфатизации аккумулятора:

  • Довести уровень электролита до нормального уровня дистиллированной водой.
  • Подключить ЗУ и установить напряжение 14 В, силу тока 1 А. Заряжать 8 часов. Замеры должны показать, что плотность электролита увеличилась, напряжение поднялось до 10 В. Если показатели ниже – аккумулятор не восстановить.
  • Сутки АКБ отдыхает, отключенное от ЗУ.
  • Подключить с напряжением 14 в и током 2-2,5 А на 8 часов. Напряжение должно стать 12,7-12,8 В. Электролит в банках плотностью 1Ю13 г/см3.
  • Разрядить аккумулятор до 9 В, лампой дальнего света за 6-8 часов.
  • Повторять разряд-заряд несколько раз, пока плотность электролита не станет 1,27 -1,28 г/см3. В период циклов идет процесс десульфатации, растворяется камень, кислотный остаток SO4 укрепляет электролит.

В результате емкость свинцового кислотного аккумулятора восстановится на 80-90 %. Но так нельзя провести десульфатацию кальциевого или гелевого аккумулятора.

Чаще всего для десульфатации зарядным устройством используют установку «Вымпел». Она доступна по цене, и имеет необходимую регулировку. К ней можно подключить приставку в виде моргалки или другое электронное устройство для снятия свинцового камня.

В необслуживаемых аккумуляторах десульфатация эффективна только на начальной стадии отложения камня. Ведется она с применением импульсного зарядного устройства. Но надо знать, что камень в кальциевом аккумуляторе содержит гипс, который не разрушается под воздействием импульсных токов. Поэтому необслуживаемые аккумуляторы после 3 глубоких разрядов не подлежат восстановлению.

Что такое десульфатация аккумулятора автомобиля?

Сульфатация — это когда пластины автомобильного аккумулятора покрываются свинцовым налетом. Сульфатация приводит к снижению емкости батареи и к невозможности извлечения достаточного для зажигания количества тока. Процесс восстановления включает в себя дезинтеграцию образовавшегося на решетках наслоения и возврат атомов свинца. Происходит чистка пластин от образовавшегося на них сульфата свинца.

Отложение солей — обычный процесс. Образование налета на пластинах возникает из-за химической реакции. Из одного электрода вырываются атомы, а на другом происходит концентрация солей. Десульфатирование разбивает атомы соли и возвращает состав электролита в начальное состояние. Утраченные атомы возвращаются обратно на электрод. Полностью вернуть все утраченные элементы не получится: со временем электроды начинают рыхлеть, на них образуются кристаллики соли, которые уже не могут быть разбиты в ходе восстановления. Но все же при качественном уходе такие батареи смогут прослужить еще несколько лет.

Солевые отложения препятствуют проникновению электролита к пластинам, что приводит к снижению качества заряда. Когда снижение емкости достигнет критического уровня, мотор перестанет заводиться.

  1. Аккумулятор заряжен на 100%, но двигатель не заводится.
  2. Наметилось снижение емкости.
  3. Плотность электролита стала ниже номинальной.
  4. Во время зарядки банки закипают почти сразу.
  5. Зарядка и разрядка происходят слишком быстро.

Но основной признак сульфатирования — появление налета. Серое наслоение покрывает всю площадь пластин. Его можно увидеть далеко не на всех АКБ, а только на тех, что оборудованы съемной крышкой. Полностью запаянные АКБ можно только распилить, но делать это не рекомендуется.

Доступные способы восстановления аккумулятора автомобиля

Итак, кроме десульфатации пластин аккумулятора при помощи ЗУ, есть и другие решения. Сразу отметим, такие способы нельзя считать лучшим вариантом, однако в некоторых ситуациях ими вполне можно воспользоваться.

Например, если механическая очистка пластин от сульфата свинца потребует разбора АКБ, извлечения пластин и их очистки, то химическая чистка исключает необходимость разбирать батарею. Для такой чистки достаточно открыть крышки на банках, залить раствор – очиститель и выждать, пока он смоет соль на пластинах.

Читать еще:  Простая сушилка для обуви своими руками мастер класс

Что касается рядовых автолюбителей, на практике комплексно обслуживать аккумулятор будут далеко не все. В данном случае намного проще приобрести зарядное устройство для аккумулятора с режимом десульфатации или отдельное устройство для десульфатации пластин АКБ. С учетом того, что второй вариант подойдет далеко не всем, ниже рассмотрим способ десульфатации обычным ЗУ.

Процесс десульфатации

По сути, десульфатация — это растворение образовавшейся на пластинах пленки из сульфата. В исправном аккумуляторе это происходит само собой, при регулярной зарядке. Восстановление же работоспособности проблемного аккумулятора можно произвести различными способами.

Использование специальной установки

Это наиболее распространенный метод восстановления работоспособности батареи. Для этого применяют специальные станции, имеющие режим десульфатации, непрерывно производящие несколько циклов «заряд-разряд», тем самым раскачивая батарею.

Все, что необходимо — это подключить десульфататор для кислотных аккумуляторов к емкости и начать процесс восстановления. Единственным минусом здесь является высокая стоимость установки.

Если нет желания или возможностей приобретать специальную зарядную станцию, то при наличии «не кривых» рук можно самому собрать устройство для десульфатации аккумулятора, схему которого легко найти в интернете.

Применение обычной «зарядки»

При отсутствии специального «зарядника» можно обойтись и штатным устройством. Для этого, правда, нужно запастись терпением, так как процесс займет больше времени. При десульфатации аккумулятора схема действий такова:

  • прежде всего, следует проверить уровень электролита в банках, долив, при необходимости, дистиллированную воду;
  • подключая батарею к зарядному устройству, следует выставить силу тока в 1А и напряжение 14 В. Зарядка должна длиться в течение 8 часов;
  • проверка параметров должна показать увеличение плотности жидкости, а вольтаж в пределах 10 В. В противном случае АКБ десульфатировать уже бесполезно;
  • после суточного отстоя производится повторная 8-часовая зарядка при вольтаже в 14 В и силе тока 2,5А. На выходе напряжение должно быть больше 12 В, а плотность электролита -не менее 1,13 гсм3;
  • в течение 6 часов необходимо разрядить батарею при помощи любого мощного устройства — например, лампы, доведя напряжение до 9В;
  • всю процедуру следует повторить, пока плотность электролита не поднимется до 1,27гсм3.

Существует еще один способ, также с использованием штатного зарядного устройства. В данном случае, в требующем восстановления аккумуляторе используется дистиллированная вода вместо электролита. В остальном выполняется обычная процедура зарядки при напряжении 14 В. При увеличении интенсивности кипения, следует понизить вольтаж, доводя процесс до выделения газов. В таком состоянии батарея заряжается в течение двух недель.

В результате химической реакции под воздействием электричества происходит растворение сульфата свинца в воде, делая ее электролитом с низкой плотностью.

После такой процедуры необходимо слить жидкость и, залив новую порцию воды, повторить цикл. Как только плотность перестанет изменяться, можно заливать стандартный электролит и выполнять обычную зарядку.

Механическая чистка

Механическая десульфатация представляет собой снятие налета окиси с пластин при помощи щетки с последующей их установкой обратно. Но на практике это уже мало кто применяет, так как данный способ подходит только для батарей старого образца. Новые аккумуляторы, как правило, необслуживаемые (разборка невозможна).

Химический способ

Восстановить работоспособность пластин можно и при помощи специальных присадок, добавляемых в банку источника питания. Спецраствор позволяет приостановить процесс сульфатации пластин.

К сожалению, этот метод не всегда дает должный результат, восстанавливая исходные параметры только наполовину. Причина кроется в том, что присадки со временем разрушают и слой пасты на самих пластинах, что приводит к снижению характеристик.

Но при этом следует знать, что не все типы АКБ можно восстановить после сульфатации. К примеру, десульфатация кальциевого аккумулятора не даст должного результата, это же касается и гелевых батарей, если они простояли разряженными более полугода.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector